МОСКВА, 15 янв - РИА Новости, Мария Ганиянц. Один из самых радикальных и новаторских российских театров - екатеринбургский "Коляда-театр" покажет на гастролях в Москве с 27 по 31 января пять премьер, сообщил в интервью РИА Новости его художественный руководитель Николай Коляда.
"Каждый день на Другой сцене "Современника" мы будем показывать новые спектакли: как известные наши постановки по Николаю Васильевичу Гоголю - "Ревизор" и "Женитьба", так и последние премьеры - "Гамлет" по Уильяму Шекспиру и мои пьесы - "Курица" и "Букет", - рассказал худрук.
Коляда признался, что для провинциального частного театра из Екатеринбурга, каким является "Коляда-театр", гастроли в Москве, несмотря на дороговизну переезда, цены в столичных гостиницах и аренду Другой сцены "Современника", очень важны.
"Для частного театра такие суммы - практически неподъемны, но нам неплохо удалось заработать на новогодних елках, вот и вложили все деньги в гастроли. Знаете, как говорят: пионер маленький и сопливый, а кассу делает".
В столицу свои спектакли театр, которому всего четыре года (первый спектакль был показан в 2001 году), привозит уже в третий раз. И каждый раз выступления театра становятся культурным событием. Тем более, что репертуар театра включает в себя с десяток постановок, как классики, так и современных пьес.
Своей главной целью театр считает продвижение хороших пьес молодых уральских драматургов. "Коляда-Театр" стал стартовой площадкой для многих пьес, которые затем получили призы и награды на самых престижных международных конкурсах.
Коляда надеется, что успешное выступление в столице (билеты были распроданы еще в декабре) поможет получить театру статус бюджетного. "Наберусь смелости и пойду к Екатеринбургским властям, с просьбой дотировать наш театр из городского бюджета. Я конечно еще не стар, но уже задумываюсь о том, чтобы театр жил и после меня", - признался он.
Нелегкая жизнь театра
Худрук продолжил, что его труппа существует главным образом на те средства, которые он получает от публикаций и постановок своих пьес по всему миру.
"Сумма за год набегает немалая (в среднем я получаю 8% от сборов), за всю свою жизнь я написал около 95 пьес, и как минимум семь-восемь из них постоянно ставят другие театры. Но все равно средств, чтобы платить достойные зарплаты артистам, купить им квартиры или регулярно гастролировать - у меня нет. Театр никогда не был доходным делом", - добавил Коляда.
"Удивительно, - недоумевает драматург, - в Екатеринбурге так много богатых людей, но никто рубля не даст, а все только и норовят, что по контрамарке в театр попасть".
Отвечая на вопрос, как относятся его близкие к тому, что весь свой заработок он тратит на театр, Коляда признался, что он одинок, а все его восемь кошек сыты и довольны.
Коляда, который перепробовал все профессии, от директора и актера, до драматурга и режиссера, окончил Свердловское театральное училище и заочно Литинститут, уверен, что основа основ театра - драматургия: "Положи хорошую пьесу на суфлерскую будку, она сама себя и сыграет".
По его мнению, пример таких качественных пьес - творения Гоголя, в частности "Ревизор".
"Хотя я знаю и неудачные пьесы, которые, будучи вовремя поставлены, пользуются огромным успехом. Например, шекспировский "Гамлет" - отвратительная пьеса, концы с концами не сходятся, но стоит зрителю увидеть это название на афише, как он бежит в театр".
Но сам Коляда сейчас также работает над текстом Шекспира, но не "Гамлет", в его планах новое прочтение "Короля Лира": "Мне это сейчас особенно близко, так как я тоже раздумываю над судьбой свого театрального государства".
Как театры не любят современные пьесы
Пьеса не должна лежать в столе, считает Коляда, они должны играться в театре. "Но российские театры очень неохотно берут пьесы молодых авторов. Мне приходится оббивать пороги всех столичных театров, чтобы пристроить хоть одного молодого драматурга", - признался он.
Коляда добавил, что ежегодно проводит международный конкурс драматургов "Евразия", на который присылают около 500 пьес. Некоторые из них очень неплохие, а в театры попадают всего одна две".
"В России театры молодых драматургов игнорируют, журналы отказываются печатать, а в Европе наших ставят с огромным удовольствием. Даже мои старые пьесы вроде "Мурлин Мурло", или "Сказке о мертвой царевне" играют, чуть ли не в каждой польской деревне", - рассказал Коляда.
Он продолжил, что даже знаменитую сегодня пьесу "Пластилин" его ученика Василия Сигарева, никто из театров не хотел брать.
"Но я то видел, что вещь отличная, что это новый этап в современной драматургии, поэтому, отбросив ложный стыд, обошел всех завлитов московских театров. Никто не согласился. Потом за нее взялся Кирилл Серебренников, и пьеса попала в театральные хиты (даже получила престижную британскую театральную премию)", - с гордостью отметил Коляда.
Также отказывались театры от пьесы Олега Богаева "Русская народная почта", которую в итоге поставил Кама Гинкас, а сыграл Олег Табаков.
Он согласился с тем, что в современных пьесах очень много мата, секса, крови и алкоголя: "Возможно, это связано с русской литературной традицией писать об "униженных и оскорбленных", которая долгое время задавливалась в СССР. Но от правды не уйдешь".
Драматург пояснил, что его часто упрекали в том, что он находит своих героев на обочине. "Но, я как казах - что вижу, о том пою. А вижу - провинциальную действительность".
Коляда продолжил, что причина такого отторжения современной пьесы в том, что в России мало "живых" театров, а "мертвых" - хоть отбавляй.
"Вроде смотришь со стороны на российскую театральную жизнь и все ничего, и репертуар есть, и система Станиславского работает, и артисты неплохие попадаются. А зайдешь в конкретный театр - оторопь берет: очередной Чехов, артисты в париках, носы накладные, - мертвечина. Порой хочется взорвать репертуарный театр и, наконец, построить на его месте что-то новое", - возмущается он.