Нурлан Ермекбаев, заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан специально для РИА Новости.
По оценкам большинства экспертов, в ближайшие годы всемирным центром и «двигателем» активного экономического роста будет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Сегодня в странах АТР проживает более 60 процентов населения Земли, а экономика составляет 28 % глобального ВВП. Но АТР не только составляет важнейшую часть мировой экономики, это регион с одним из самых высоких в мире конфликтных потенциалов. Поэтому важным условием достижения устойчивого экономического роста является обеспечение стабильности и мира на этом огромном пространстве. Эффективным механизмом обсуждения и решения вопросов борьбы с современными вызовами и угрозами в регионе стала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), деятельность которой в данной сфере имеет определенные сходства с работой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В настоящее время АСЕАН представляет собой одну из наиболее влиятельных в Азии региональных организаций, имеющую 500-миллионное население и охватывающую более 4,5 млн. кв. км территории. С момента образования в августе 1967 года число ее стран-членов возросло с 5 до 10 государств Юго-Восточной Азии. Статус кандидата на вступление имеет Восточный Тимор, а наблюдателя - Папуа-Новая Гвинея. Главный политический документ Ассоциации - Договор о дружбе и сотрудничестве (1976).
Ускорение процесса интеграции, укрепление собственных возможностей и усиление влияния в региональных и международных делах являются не только субъективной потребностью, но и объективным требованием в целях ответа на динамично трансформирующуюся международную ситуацию, возникающие новые риски и угрозы. В этой связи 20 ноября 2007 г. в ходе XIII Саммита подписан Устав Ассоциации, придавший ей международную правосубъектность. Документ знаменует значимые успехи, достигнутые АСЕАН за 40 лет. Как заявил Генеральный секретарь Ассоциации Онг Кенг Йонг: «Это документ, достойный начала новой эры АСЕАН».
Подписание Устава демонстрирует политическое желание и уверенность лидеров стран-участниц и далее прикладывать усилия к достижению стратегических целей организации. Главнейшая среди них - создание к 2015 году Сообщества АСЕАН по образцу ЕС, состоящего из Экономического сообщества АСЕАН (на базе созданной в 1992 г. Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА); Сообщества АСЕАН по безопасности (на базе образованного в 1994 г. Регионального форума АСЕАН (РФА) - структуры по безопасности и превентивной дипломатии, объединяющей «асеановскую десятку» и 18 партнеров Ассоциации - в т.ч. таких ведущих мировых игроков как Россия, ЕС, США, КНР, Япония, Индия и др.); а также Культурного сообщества АСЕАН. Все это направлено на то, чтобы в будущем сообщество имело единые цели, единый статус и единый голос в преодолении возможных вызовов.
АСЕАН отныне провозглашает своими главными целями поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; усиление сотрудничества в сферах политики, безопасности, экономики и социальной культуры; обеспечение мирного сосуществования стран-членов, сохранение безъядерного статуса Юго-Восточной Азии; сокращение разницы между всеми членами и осуществление равномерной гармонии и устойчивого развития. Ассоциация намерена прилагать усилия к сохранению своей "центральной роли" в Азии.
Одним из важных направлений деятельности АСЕАН стало развитие сети партнерских отношений с ведущими странами АТР и региональными организациями. Для этого в частности, используется механизм партнерских диалогов «10+3» (АСЕАН + КНР, Япония и Южная Корея) и «10+6» (АСЕАН + КНР, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия - так называемый Восточно-Азиатский саммит (ВАС). К настоящему времени проведено 8 встреч в формате «АСЕАН+3» и 3 - в рамках ВАС, последние заседания которых продемонстрировали твердую приверженность сторон к созданию в период 2015-2020 гг. на базе этих форумов Восточно-Азиатского сообщества.
В 2002 г. между АСЕАН и КНР подписано Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, конечной целью которого является создание Зоны свободной торговли между Китаем и «асеановской десяткой». По оценкам китайских исследователей, «страны АСЕАН своевременно «сели в китайский экономический экспресс» и через создание с Китаем Зоны свободной торговли и тесные экономические связи получили дивиденды от экономического процветания КНР. При этом сам Китай, тесно сотрудничая с АСЕАН, стал важнейшим игроком в Юго-Восточной Азии».
В 2003 и 2005 гг., соответственно, подобные документы заключены АСЕАН с Индией и Республикой Корея. В ноябре 2007 г. успешно завершены переговоры по заключению Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве между АСЕАН и Японией (его подписание намечено на начало 2008 г.). Таким образом, со стороны АСЕАН идет последовательное продвижение всестороннего сотрудничества в Азии.
В последние годы в фокусе внимания АСЕАН находятся вопросы борьбы с терроризмом и обеспечение энергетического диалога.
ШОС создана в 2001 году на базе «Шанхайской пятерки» (РФ, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан), образованной на основе исторических Шанхайского Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Московского Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Она является организацией многопрофильного сотрудничества, цели и задачи которой на годы вперед прописаны в основополагающих документах ШОС, прежде всего в ее Хартии (уставный документ, подписанный в июне 2002 г.). Среди них: развитие всестороннего сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес. В августе 2007 г. в ходе VII Саммита в Бишкеке подписан главный политический документ ШОС - Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Позволив постсоветским странам успешно решить сложные проблемы военно-приграничного сотрудничества с Китаем, ШОС значительно расширила сферу своих интересов. Безусловно, взаимодействие силовых органов в обеспечении региональной безопасности, стабильности и правопорядка имеет приоритетное значение, поскольку необходимо эффективно реагировать на риски и угрозы современности. В этих целях в июне 2001 г. заключена Конвенция ШОС о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, на основе которой создана и успешно действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2004 г. статус постоянно действующего органа Организации. Сегодня на повестке дня в контексте укрепления региональной безопасности и стабильности стоят вопросы по созданию механизмов оперативного реагирования ШОС на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, формированию единого реестра террористических организаций и лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, расширения сотрудничества в миграционной сфере.
Сейчас в рамках ШОС осваиваются новые направления деятельности - поощрение торгово-экономических связей, инвестиций, развитие культурно-гуманитарного обмена, совместное решение проблем рационального природопользования и защиты экологии. Особо перспективно, на наш взгляд, сотрудничество в областях энергетики, транспорта и транзита. Для этого у стран ШОС имеются все необходимые предпосылки - огромные запасы природных ископаемых, развитая сеть экспортных трубопроводов, быстроразвивающаяся инфраструктура нефтегазовой промышленности и электроэнергетики. В этих целях Казахстан предложил принять Азиатскую энергетическую стратегию и создать единый энергетический рынок ШОС, который позволит странам-участницам более эффективно использовать ресурсы в своих интересах; сформировать зоны приграничной торговли между государствами-членами, координируя планы перспективного развития приграничных территорий; а также совместно эксплуатировать инфраструктуру и транспортные коммуникации.
Говоря о последних тенденциях в развитии ШОС, необходимо подчеркнуть и растущий международный авторитет Организации. В 2004-2005 гг. статус наблюдателя получили Монголия, Индия, Пакистан и Иран, о желании получить его также заявили Беларусь, Непал и Шри-Ланка. Поскольку еще не выработаны соответствующие правовые механизмы, в настоящее время действует мораторий на прием новых членов. Однако Секретариат совместно с государствами-членами работает над созданием взаимоприемлемых форм сотрудничества с наблюдателями. Сама ШОС в 2004 г. обрела статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, поддерживаются ее регулярные контакты с ЭСКАТО и ПРООН. В 2005-2007 гг. заключены меморандумы о взаимопонимании с АСЕАН, СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ; сейчас на стадии проработки - такие же документы с ОЭС и СВМДА.
ШОС - это организация нового типа, не отягощенная наследием «холодной войны», которая приветствует сотрудничество с другими полюсами в международной политике. Подтверждением этому является тенденция сближения ШОС с ЕС, ОБСЕ и другими структурами.
Прошло два с половиной года с момента подписания 21 апреля 2005 года Меморандума о взаимопонимании между Секретариатами ШОС и АСЕАН, который определяет основные направления сотрудничества и взаимодействия сторон в таких сферах, как экономика, финансы, туризм, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, социальное развитие, сотрудничество в области энергетики, вопросы, связанные с борьбой с транснациональной преступностью, и другие.
Несомненно, в условиях процессов глобализации документ открывает новые возможности для расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества между двумя институтами в интересах государств-членов ШОС и АСЕАН. Однако практическую имплементацию его положений еще только предстоит начать. Это будет осуществлено после того, как стороны путем консультаций и переговоров выработают конкретные формы, методы и механизмы взаимодействия. Поэтому государства-члены ШОС в рамках прошедших 21 ноября 2007 г. в Душанбе межмидовских консультаций поручили Секретариату Организации в ближайшее время разработать и представить на их рассмотрение План практической реализации Меморандума.
Чего же мы ждем от этого сотрудничества и какие у него перспективы? Ныне, с учетом текущего развития ситуации, обе структуры, кроме схожих для них целей и задач в военно-политическом, экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях, имеют и другие объединяющие черты: юридический статус международных организаций, наличие подписных уставных документов, политических договоров о дружбе и сотрудничестве. Страны-члены ШОС и АСЕАН связывают географическая близость, общие интересы в АТР. Участники обеих организаций заинтересованы в укреплении мира и стабильности в «зонах деятельности», налаживании взаимовыгодного сотрудничества в таких областях как экономика, транспорт, культура, туризм. Причем для ШОС интересен широкий и разнообразный арсенал форм, приемов и механизмов взаимодействия в рамках Ассоциации. АСЕАН, имеющая 40-летний опыт работы, могла бы дать много позитивного для такой относительно молодой структуры, как ШОС.
Общепризнано, что в современном мире возрастает роль региональных организаций, множится их число, растет конкуренция. Учет данной тенденции указывает и такой путь борьбы с современными рисками и угрозами, как создание партнерских отношений между различными структурами на Евразийском пространстве: ОБСЕ, ШОС, АСЕАН, СВМДА, Диалог сотрудничества в Азии (ДСА), ОЭС, Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии (СААРК), АТЭС, ЕврАзЭС и др. В данном конгломерате региональных институтов ШОС и АСЕАН, как крупнейшим организациям континента, предстоит стать важными звеньями «пояса безопасности» между Европой и Азией. Намеченное же на будущий год вступление в РФА Казахстана, являющегося активным участником ШОС, действующим Председателем СВМДА и избранного Председателем ОБСЕ на 2010 г., создаст благоприятные условия для построения подобного «моста» стабильности и откроет новые перспективы межрегионального взаимодействия.