13 января на 63-м году жизни скончался известный режиссер, создатель уникального театра пластической драмы Гедрюс Мацкявичюс, сообщила РИА Новости его вдова Марина Мацкявичюс.
"Я был глуп уже с самого детства, - шутил Мацкявичус.
- Ведь кем мечтали стать литовские сельские мальчики? Шоферами, военными, врачами. А я? "Гедрюс, кем ты будешь? " - "Артистом". Ну глупо, глупо. Я от своей мечты все-таки поначалу отступил, стал учиться на химическом факультете Вильнюсского университета".
Там он попал в студенческий клуб, танцевал в хореографическом коллективе. После окончания университета Мацкявичус поступил актером в Вильнюсский молодежный театр, на Прибалтийском театральном фестивале в 1967 году удостоился звания "Лучший мим Прибалтики".
Мацкявичюс закончил ГИТИС, где он занимался у Марии Кнебель (ученицы Константина Станиславского). Он создал в Москве единственный в своем роде театр, который с огромным успехом выступал не только в России, но и гастролировал по всему миру с середины 70-х годов до времени перестройки. Его имя как создателя уникального сценического коллектива есть во французской энциклопедии.
Начало новому направлению было положено в 1973 г. в одном из многочисленных кружков при Доме культуры Института Курчатова. Никто из основателей, включая и главу студии Гедрюса Мацкявичюса, не знал, что спустя годы их детище станет знаковым для поколения 80-х и привлечет пристальное внимание теоретиков искусства. Это был один из тысяч самодеятельных молодежных коллективов с банальным названием "Ансамбль пантомимы". Чуть позже проект был переименован в "Ансамбль пластической драмы" - разница между этими названиями принципиальная. Режиссер и труппа сразу поставили перед собой задачи, за которые еще не брался никто из деятелей отечественной культуры: отказаться от слова и передавать глубокие философские идеи, поэзию, живопись языком тела. Забыть о карикатурных позах пантомимы и стандартном наборе балетных па и искать совершенно новые средства выражения, привлекая элементы акробатики, народных танцев и драматическую жестикуляцию. Не замыкаться на исходном сюжете постановки, а как можно полнее воссоздавать атмосферу эпохи, чувства и мысли автора.
Первый спектакль, сразу же принесший театру известность, - "Преодоление" 1975 г., о жизни Микеланджело. В движениях и позах артистов ожили не только картины и скульптуры великого творца эпохи Возрождения - ожили все метания его души, мучительный процесс творчества. Такого еще не видели ни искушенная Москва, ни, тем более, российская глубинка (впоследствии театр часто и с неизменным успехом ездил на гастроли). Потом были "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" Пабло Неруды, "Вьюга" по поэме Блока "Двенадцать", "Блеск золотого руна", "Баллада о Земле", "Времена года", "Желтый звук", который Мацкявичюс создавал вместе с Альфредом Шнитке по мотивам сценария Василия Кандинского, "И дольше века длится день", где Мацкявичюс вместе с актерами блестяще выполнил задачу, казалось бы невыполнимую, - перевел серьезную философскую прозу Чингиза Айтматова на свой язык движений.
О том, как труппа готовила постановки, можно рассказать на примере "Красного коня" - одного из самых известных ее спектаклей, основанном на живописи первой половины XX века - творчестве Петрова-Водкина, Дега, Тулуз-Лотрека, Мунка, Рериха. Сценарий к спектаклю, как всегда, писал сам режиссер, но он вовлек в эту работу всех актеров. Труппе раздали разные картины, и каждый должен был написать по своей картине кусочек сценария. Такая работа вызывала огромный интерес и давала простор для фантазии - как режиссеру, так и артистам. Кроме того, под руководством профессиональных художников вся труппа дружно училась рисовать и читала специальную литературу об искусстве того периода.
Для обучения своих актеров Мацкявичюс разработал собственную методику, систему актерского мастерства, где танец, пластика, вокал и сценическая речь сочетались с изучением психологического наследия Юнга - по мнению режиссера, он определил психологический портрет человека двадцатого века. Своих актеров он всячески опекал, считая: "Если ты определил человека в профессию, будь любезен, постарайся вести его по жизни, в точном направлении, не только духовном, а и социальном".
Критики называли все творчество Мацкявичюса одной большой режиссерской паузой, из которой зритель выносит для себя что-то новое и ценное, а сам режиссер был уверен, что именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни.
В последние годы Мацкявичюс репетировал спектакль, посвященный Марине Цветаевой.
Заслуженный артист России страдал рассеянным склерозом в прогрессирующей стадии и в последнее время практически не вставал. Тем страшней была трагедия человека, который всю свою жизнь посвятил пластике, выражению чувств и эмоций телом, а потом вдруг потерял возможность передвигаться.