День российской печати
День российской печати отмечается с 1992 года. Именно в этот день -13 января - в 1703 году в Москве вышла первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась то в Москве, то в Санкт-Петербурге и фактически не имела постоянного названия («Ведомости», «Ведомости Московские», «Российские ведомости» и др.). Летом 1719 года директор Санкт-Петербургской типографии М.П.Аврамов обратился в правительство с реляцией, в которой доказывал, что «одних выписок из иностранных газет и донесений наших должностных лиц далеко не достаточно для интереса и жизненности нашего органа», поэтому он просит позволения писать и о публичных делах. Петр I, ознакомившись с этой реляцией, приказал определить для собирания сведений о жизни русского общества переводчика Якова Синявича. Таким образом, Синявич стал первым русским репортером. После этого газета заметно оживилась: она стала освещать большой круг проблем, печатать самую разнообразную информацию. С 1728 года ее выходом стала заниматься Академия наук. Поменялось и название газеты - она стала называться «Санкт-Петербургские ведомости». Газета выходила различными тиражами, иногда он доходил до 4000 экземпляров. Постепенно тираж становился все меньше, пока не упал до 30 экземпляров. Стоимость газеты была довольно высокой, поэтому читать ее могли только привилегированные персоны. Самую долгую жизнь в Москве - 161 год - прожила газета «Московские ведомости». Печаталась она в типографии Московского университета и выходила два раза в неделю. Первой провинциальной газетой в России стали «Восточные ведомости», издававшиеся в Астрахани с 1813 по 1816 год. С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было соизволено «устроить в виде опыта» «прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания - как русские, так и иностранные». Это было первое в России распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. Уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий. Ежедневных больших общественно-политических газет, не считая губернских официальных «Ведомостей», имелось более 200. Тираж газет и журналов был достаточно велик. В настоящее время в России зарегистрировано более 33 тысяч печатных изданий, ежедневно распространяется свыше 20 миллионов экземпляров газет. Стремительными темпами развиваются и получают все большую популярность интернет-издания. Традиционно в День российской печати проходит вручение премии Президента России в области СМИ и грантов (стипендий) для поддержки наиболее значимых творческих проектов молодых журналистов. Премия присуждается с 1997 года.
178 лет назад (1830) в Петербурге стала выходить под редакцией А.Дельвига стала выходить «Литературная газета»
После смерти Дельвига издание прекратилось, возобновилось в 1929 году. «Литературная газета» («ЛГ») - старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты вышел 13 января 1830 года. «Литературная газета» выпускалась до 30 июня 1831 года, затем в 1840-1849 годах. А.С.Пушкин опубликовал в «ЛГ» главу из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого», отрывок из восьмой главы «Евгения Онегина» и некоторые стихотворения. Именно в «Литературной газете» впервые выступил в печати Гоголь, опубликовав два отрывка из повести «Страшный кабан». В газете печатались Баратынский, Белинский, Кольцов, Некрасов. 22 апреля 1929 года издание было возобновлено, и с этой даты ведется отсчет регулярного выпуска «Литературной газеты». В 1929-1932 годах «ЛГ» была органом Федерации объединений советских писателей. В 1932-1934 годах «ЛГ» - орган оргкомитетов Союза советских писателей СССР и РСФСР. После 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934) - орган Правления СП СССР. С января 1942 года в результате объединения с газетой «Советское искусство» «ЛГ» издавалась под названием «Литература и искусство», ее редактором был Александр Фадеев. Под прежним названием стала выходить вновь с ноября 1944 года. В 1947 году «Литературная газета» из чисто литературной была преобразована в литературную и общественно-политическую. Периодичность и объем ее менялись. С 1 января 1967 года она выходит один раз в неделю на 16 страницах - первая в стране «толстая» газета. Газета не только приобрела новый облик, но и стала значительным явлением общественной жизни, одним из самых авторитетных и влиятельных изданий. На ее страницах публиковались все самые крупные писатели России и других республик бывшего СССР, многие выдающиеся зарубежные писатели. В 1990 году «Литературная газета» в числе первых стала независимым изданием, учрежденным коллективом газеты в соответствии с новым законом «О печати». В 1997 году редакция «ЛГ» была преобразована в ЗАО «Издательский дом «Литературная газета». В настоящее время открытое акционерное общество «Издательский дом «Литературная газета» является учредителем и издателем «ЛГ». Сегодня «ЛГ» - общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции. Фактически это четыре газеты (тетради) под одной обложкой, посвященные политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Верстается тематическими полосами. Обязательные темы каждого выпуска - «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», «Клуб 12 стульев». Каждый номер дополняется тематическими вкладками: «ЛАД», «Книжный базар», «Читальный зал», «Действующие лица».
95 лет назад (1913) родился Александр Иванович Маринеско, подводник, капитан 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза
Александр Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе. Окончил шесть классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. Был направлен в школу юнг, по окончании которой плавал на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1933 году окончил Одесский мореходный техникум, после чего служил помощником капитана на пароходе «Красный флот». В ноябре того же года был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых назначен штурманом на подводную лодку (ПЛ) Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года - старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова, служил помощником командира, затем командиром на ПЛ М-96. В 1940 году Маринеско стал капитан-лейтенантом. С началом войны М-96 была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе. 14 августа 1942 года лодка топит транспорт противника «Хелене». В 1942 году А.И. Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско был назначен командиром ПЛ С-13. На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года. В районе Данцигской бухты 30 января 1945 года потопил германский суперлайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту свыше пяти тысяч солдат и офицеров, и 10 февраля - вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» (свыше трех тысяч солдат и офицеров). Всего в 1943-1945 годах легендарная подлодка уничтожила 26 судов противника, поставив абсолютный рекорд второй мировой войны. Впоследствии мировая печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско - «подводником № 1». За титанический подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза, однако Золотую Звезду герой не получил: ее заменили орденом Красного Знамени. Маринеско затаил обиду, стал пить. На основании приказа наркома ВМФ адмирала флота Кузнецова был отстранен от занимаемой должности и понижен в воинском звании до старшего лейтенанта. Вскоре после войны Моринеско потребовал демобилизовать его из армии. Он попадает завхозом в ленинградский Институт переливания крови, где идет под суд за расхищение социалистической собственности (у героя Победы обнаружили дома старую железную кровать с примотанной биркой института). Оформили акт, и в 1948 году женщина-судья приговорила подводника к трем годам лишения свободы. Отбывать срок Маринеско выпало на Колыме, среди уголовников и бывших полицаев. В 1951-1953 годах он работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». После тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года Александр Иванович Маринеско скончался. Его похоронили в Ленинграде на Богословском кладбище. 5 мая 1990 года он был удостоен звания Героя Советского Союза, в Калининграде ему установлен памятник. Ему посвящен роман писателя Виктора Геманова «Триумф и трагедия подводника Александра Маринеско», в Санкт-Петербурге есть Музей подводных сил России имени А.И.Маринеско.
60 лет назад (1948) погиб Соломон Михайлович Михоэлс, актер, режиссер, педагог, народный артист СССР
Соломон Михоэлс (настоящая фамилия Вовси) родился 16 марта 1890 года в городе Двинске. Учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета. В 1919 году поступил в Еврейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский еврейский камерный театр (с 1925 года - Московский государственный еврейский театр - ГОСЕТ). Был актером, режиссером, а с 1929 года - художественным руководителем этого театра. В течение многих лет Михоэлс играл комические роли «маленьких людей», обитателей захолустных местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом черты оседлости, но уже в первых своих ролях - бытовых и комических персонажей (Менахем-Мендель, реб Алтер, Гоцмах) - Михоэлс передал чувство собственного достоинства, стремление духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни. Это особенно остро выразилось в образе еврейского Дон Кихота - Вениамина III. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в творчестве Михоэлса усиливается трагическая тема, глубоко раскрытая актером в «Короле Лире» и «Тевье-молочнике». Мастер жеста и слова, Михоэлс обладал выразительной, почти скульптурной пластичностью, придававшей черты театральности даже бытовым персонажам. Режиссерское дарование Михоэлса наиболее полно раскрылось в спектакле «Фрейлехс» - синтетическом по форме, отличавшемся остротой идейного замысла и импровизационной виртуозностью. Созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора, этот спектакль в то же время был пронизан современным мироощущением. Михоэлс был и теоретиком театра. В своих статьях и лекциях о театральном искусстве он защищал театр страстной философской мысли, яркой и смелой образности. Преподавал в театральном училище при ГОСЕТ. Возглавлял Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), созданный во время Великой Отечественной войны. В конце войны актер подписал письмо к Сталину с просьбой создать в Крыму Еврейскую АССР. Видимо, вождю народов эта идея не понравилась, и Михоэлса решили убрать. Он погиб в январе 1948 года во время гастролей в Минске. По официальной версии, Михоэлс и его приятель писатель Сергей Голубов попали под грузовик. Современным зрителям Михоэлс знаком по маленькому эпизоду в финале фильма «Цирк», где он исполняет колыбельную песню на идиш.
21 год назад (1987) умер Игорь Владимирович Ильинский, актер, народный артист СССР
Игорь Ильинский родился 24 июля в Москве в семье врача. Отец его не был чужд искусству, и Игорь с юных лет увлекся театром - в гимназии он издавал юмористический журнал «Разный род», часто бывал на спектаклях Художественного и Малого театров. Осенью 1917 года Игорь Ильинский пришел учиться в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и В.Г.Сахновского. Вскоре, в феврале 1918 года, он впервые вышел на профессиональную сцену, сыграв в спектакле «Лисистрата» в театре имени В.Ф.Комиссаржевской. После этого Ильинский выступал на многих московских сценах - в оперетте, в кабаре «Летучая мышь», в Теревсате («Театре революционной сатиры»), в 1-й студии МХТ. В начале 1919 года его наставник Комиссаржевский эмигрировал из Советской России, а его студия закрылась. С 1920 года актерская судьба Ильинского была связана со Всеволодом Мейерхольдом, в чьих постановках он исполнил роли Соглашателя и Присыпкина (в «Мистерии-буфф» и «Клопе» В.Маяковского), Брюно (в «Великолепном рогоносце»), Аркашки Счастливцева (в «Лесе» А.Островского), Расплюева (в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина). В 1938 году Игорь Ильинский перешел в Малый театр, на сцене которого он сыграл Хлестакова в «Ревизоре», Счастливцева, Шмагу из «Без вины виноватых» А.Островского, Загорецкого в «Горе от ума» А.Грибоедова, а позже блеснул в драматических ролях Акима (во «Власти тьмы» Л.Толстого) и Льва Толстого (в «Возвращении на круги своя»). С 1958 года Ильинский поставил в Малом театре и несколько спектаклей. В кино актер дебютировал в 1924 году, сыграв сыщика Кравцова в картине Якова Протазанова «Аэлита», затем снялся у Юрия Желябужского в фильме «Папиросница от Моссельпрома». Огромную популярность Игорь Ильинский приобрел с выходом в 1925 году эксцентрической комедии Протазанова «Закройщик из Торжка», сценарий которой был написан специально для него и в которой он блистательно исполнил роль Пети Петелькина. Успехом пользовались также фильмы «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена», «Кукла с миллионами», «Поцелуй Мэри Пикфорд». В музыкальной картине Григория Александрова «Волга-Волга» актер создал яркий и запоминающийся образ бюрократа Бывалова. Новая волна зрительской популярности Ильинского связана опять-таки с ролью бюрократа, но уже иного времени - Огурцова в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», вышедшей в 1956 году. Одной из лучших работ выдающегося актера стала характерно-героическая роль Кутузова в великолепной комедийной ленте «Гусарская баллада», поставленной Э.Рязановым в 1962 году. Кроме того, актер много выступал на эстраде - читал произведения классиков, сотрудничал с радио и телевидением, поставил несколько фильмов. Умер Игорь Владимирович Ильинский 13 января 1987 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.