Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Любителей табака ждут тяжелые времена - вчера на первом в новом году заседании правительство РФ одобрило проект закона «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака». Если закон будет принят Госдумой, то и табачным компаниям и рядовым курильщикам надо готовиться к неприятным сюрпризам. Первых ждет повышение налогов и ограничение объемов рекламы, а вторых - рост цен на сигареты и запрет на курение в общественных местах.
Конечно, таких ужасов как, например, во Франции, где с нового года запрещено курить в ресторанах и барах, у нас не предвидится. По крайней мере, в ближайшее время. Однако, если Россия ратифицирует конвенцию ВОЗ, то в течении трех лет нашим табачникам придется отказаться от использования в названиях продукции таких слов, как «легкие», «мягкие» и прочих, создающих у курильщиков ложное впечатление о безопасности той или иной марки. Зато придется как минимум треть пачки отводить под надпись, предупреждающую о вреде курения, а возможно, и сопровождать ее соответствующей мрачной картинкой, вроде легких курильщика, пораженных раком, или зубов с желтым налетом от табака. А через пять лет Россия должна будет если не полностью запретить, то сократить до минимума рекламу табака, с помощью фискальных мер добиться существенного повышения цен на табачные изделия, ввести запрет или ограничить продажу табака в магазинах беспошлинной торговли и запретить курение в общественных местах.
Антитабачная конвенция была принята в мае 2003 года на 56 сессии ВОЗ. На сегодняшний день к ней присоединились 172 страны, включая ЕС. Но положения конвенции везде внедряются с разной скоростью. В Испании, Голландии, Норвегии и Италии, например, уже запрещено курить в общественных местах, в Австралии, Бразилии, Канаде, Сингапуре и Таиланде пока ограничиваются размещением на сигаретных пачках страшных картинок о вреде курения.
Наши чиновники уверены, что рамочная концепция ВОЗ как нельзя лучше соответствует национальным интересам России. Правительство уже поручило Минэкономразвития подготовить законопроект, приводящий законодательство страны в соответствие с требованиями ВОЗ, а председатель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров пообещал, что парламентарии рассмотрят и ратифицировать антитабачную конвенцию в кратчайшие сроки. На столь активные действия политиков, видимо, сподвигла неутешительная статистика.
По данным Росспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков у нас в стране выросло на 440 тысяч человек. Сегодня курят 65% мужчин и более 30% женщин, с сигаретой «дружат» более 3 млн подростков. При этом медики уверяют: четверть регулярных курильщиков обречены на преждевременную смерть. В 2006 году от болезней, вызванных курением, умерли 400 тысяч россиян.
Как ни странно, но представители табачных компаний восприняли новость о присоединении нашей страны к рамочной конвенции ВОЗ абсолютно спокойно, если не сказать благожелательно. «Это отправная точка в формировании правового поля для всестороннего регулирования отрасли», - прокомментировал новость директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии Артем Чернис. До последнего времени, по его словам, табачным компаниям «приходится иметь дело с фрагментарным регулированием, когда самые разные законодательные акты разрабатываются и принимаются при отсутствии единого подхода». Такой тон объясняется просто: с одной стороны, часть положения конвенции у нас либо уже действует, либо близка к реализации, с другой, табачники уверены, что окончательно «закручивать гайки» российские чиновники не решатся.
На сегодняшний день в России уже запрещена реклама табака на телевидении, радио, на улицах, на транспорте и почти во всех общественных местах. Рекламная активность производителей табака сосредоточена на проведении BTL-акций в местах продаж и в прессе. А вот до полного запрета рекламы дело наверняка не дойдет - в 2001 году президент Владимир Путин уже признал полный запрет на рекламу табака противоречащим конституции страны. Зато в Госдуме уже подготовлен ко второму чтению проект техрегламента на табачную продукцию, в частности, обязывающий производителей отводить не менее 30% от поверхности пачки на предупреждение о вреде курения, чего, и требует конвенция. Что касается ценового регулирования, то с этим делом тоже все в порядке: акциза на табак повышаются каждый год, сейчас в производители платят не менее 2,84 руб. с каждой пачки сигарет с фильтром, к 2010 г. этот показатель возрастет до 4,2 руб.
В целом, табачные компании рассчитывают, что их потери в России, по крайней мере, в ближайшие годы, будут намного ниже, чем в других странах. Дело в том, что из-за низких цен - пачка сигарет в России стоит в среднем 40 руб, в странах ЕС 3-10 евро - спрос на сигареты у нас в стране гораздо выше европейского. А возможность резкого подорожания табачной продукции практически исключена - в этом случае российский рынок может наводнить дешевая контрабанда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции