Забавно.
Но если от номера канувшего в лету прошлого года отнять первую цифру «два», обозначающую два века, прошедших после Рождества Христова или новой эры, то останется цифра «007», означающая агента Её Величества, обладающего официальной лицензией на убийство. И если к тому же вспомнить, кого или что прикончил минувший год, то на ум сразу приходит ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). И хотя в законе и указе президента, который ввел его в жизнь, сказано лишь о приостановке участия России в этом договоре до того момента, пока другие его участники не начнут его ратификацию и реализацию, тем не менее, никакой надежды на реанимацию и реинкарнацию ДОВСЕ нет.
Можно спорить, но я в этом убежден. Если западные страны не сделали это за предыдущие восемь лет, то им нет никакого резона делать это под прямым и демонстративным нажимом Кремля. Они не часто склоняют голову даже перед Вашингтоном, когда он так публично давит на них (пример с ФРГ и Францией перед началом Иракской компании - В.Л.), а перед Москвой это делать не станут тем более. К тому же надо учесть, что за их спиной стоят США и пресловутая евроатлантическая солидарность. Через которые не перескочишь.
Там что мир твоему праху, ДОВСЕ!
Правда, самое страшное тут не мертвый ДОВСЕ, - он и так не был адаптирован к военным реалиям Европы, а исчезновение хоть какой-то призрачной надежды на равноправное и взаимоуважительное партнерство с западными коллегами. Растаявшее, как дым, доверие к ним. Оказалось, что все слова об этом - чистая формальность или, по-другому, европейская вежливость и политкорректность. На самом деле никто никогда нигде не собирался учитывать реальные национальные интересы нашей страны.
Разочарование в НАТО и в искренности ее членов, в возможности доверительного сотрудничества с ними - далеко не единственная потеря, которую принес нам прошлый год, сопоставимый по внезапной журналистской прихоти с лощенным и авантюрным суперагентом «007».
Вдобавок ко всему, он так же полностью развеял наши призрачные надежды на то, что размещение третьего позиционного района американской стратегической ПРО в Восточной Европе все же удастся приостановить. В связи с тем, что никакой реальной ракетной ядерной угрозы ни Европе, ни США со стороны Ирана не просматривается. Ни сегодня, ни завтра. Но, как оказалось, это никак не повлияет на противоракетные планы Вашингтона. Третий позиционный район ПРО в Польше и Чехии обязательно будет. Об этом прямо, без дипломатических экивоков заявлено в письме, которое Госдепартамент США направил в адрес российского МИДа 21 ноября прошлого года. Там прямо сказано, что «развертывание третьего позиционного района в Европе неизбежно, и решение будут принимать США самостоятельно». Если у кого-то из военных экспертов еще оставались какие-то сомнения против кого и зачем американцы развертывают свою глобальную систему противоракетной обороны, то пора перестать строить какие-либо иллюзорные предположения.
Все очевидно, по крайней мере, для меня. Создающаяся американцами европейская ПРО - один из элементов системы, предназначенной для максимальной нейтрализации российского стратегического потенциала сдерживания, расположенного в центральной части нашей страны - в Козельске Калужской области, в Татищево Саратовской, в Тейково Ивановской, Выползово Тверской и Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Тех 245 стратегических ракет мобильных комплексов «Тополь» (РТ-2ПМ или SS-25 по западной классификации), мобильных и шахтных «Тополь-М» (РТ-2ПМ2 или SS-27) и шахтного «Стилета» (УР-100НУТТХ или SS-19), что представляют собой практически половину всех наземных стратегических ракетных комплексов России. И хотя разговор о третьем позиционном районе пока еще не кончен, он передан, как эстафета, от старого года в новый - на этой неделе его будет вести в Польше со своим коллегой заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк, затем в США премьер-министр Польши Дональд Туск, предстоят еще одни переговоры Москвы с Вашингтоном в формате «2+2», выборы нового президента Соединенных Штатов - проблема протянется через весь 2008 год, вплоть до 2009-2010-го, но никаких новых иллюзий, думаю я, нам строить не стоит. Штаты не оставят своих эгоистических попыток прикрыть личную безопасность чужими территориями и жизнями (пусть и союзными), превратить огромный экономический, технологический и военный отрыв от России и от остальных стран мира в абсолютную гарантию собственной неуязвимости.
Такой абсолютной гарантии создать невозможно по определению. Это утверждают не только специалисты-ракетчики, которым я доверяю, но и свидетельствует трагический пример 11 сентября. Существует много способов доказать, что все мы, мягко говоря, смертны и ходим под Богом. Но никто не может запретить вашингтонским политикам и генералам тешить себя несбывающимися иллюзиями, пытаться создавать противоракетный щит, пользуясь своими научно-техническими достижениями. Тем более, если на это есть деньги и существуют такие правительства, которые готовы сделать безопасность и будущее собственной страны заложницей чужих эгоцентрических интересов. Пусть им, как говорится.
Другое дело, мы тоже должны подумать, как нам защитить свою страну от возможного давления тех западных государственных деятелей, которые, опираясь на собственную военную мощь, евроатлантическую солидарность и прочие видимые и виртуальные преимущества, будут пытаться навязывать нам свою модель поведения. А, точнее, подчинение их интересам. Как это уже бывало не раз и не два.
Ответ на этот вопрос тоже известен. Проводить и дальше, в 2008-м и все остальные годы спокойную и взвешенную внешнюю политику, опирающуюся на коренные национальные интересы нашей страны и наших союзников, развивать конкурентоспособную и эффективную экономику. Правда, не только ее топливно-энергетический сектор, но и научно-технологические производственные мощности, в том числе и оборонно-промышленный комплекс. Создавать реальные условия для повышения благосостояния и социального самочувствия людей, населяющих нашу страну. Крепить оборону и безопасность на минимально достаточном уровне, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений... Не будем повторяться.
Хотя одну мысль все-таки хочется подчеркнуть специально. Сначала надо позаботиться о создании и возрождении высокоинтеллектуальной и высокотехнологической промышленной базы и только потом говорить, к примеру, о техническом перевооружении армии и флота, выполнении гособоронзаказа, выпуске новых поколений боевой техники и оружия. А не наоборот. Мы справедливо сетуем на неудачи с испытаниями новой морской стратегической ракеты «Булава-30» (SS-N-30), без которой новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» (класс «Борей», проект 955) только уникальное плавсредство, но отнюдь не грозный боевой корабль. И забываем при этом, что за последние пятнадцать лет «оборонка», в том числе и ракетостроительная отрасль, её кооперационная составляющая, растеряли столько критических технологий, что восстановление их шаг за шагом, пусть и с известной долей отставания от плановых наметок, само по себе уже огромное достижение.
Этим как раз и нужно упорно заниматься, а не рапортовать с восторгом о том, сколько батальонных комплектов танков и БМП получила по гособоронзаказу в минувшем году российская армия. Одним десятком танков больше или меньше - для современной армии не принципиальная величина. А вот отсутствие современной системы разведки (начиная от космоса и заканчивая отделением, расчетом и отдельным солдатом, орудием, машиной), систем связи (опять же в таком диапазоне, как сказано раньше), целеуказания, навигации, беспилотных летательных аппаратов, гибких и мощных боевых структур, средств доставки, как людей, так и вооружения, высокоточных разведывательно-ударных и огневых комплексов, автоматических систем управления боем, специалистов, способных владеть этими системами на самых различных командно-штабных уровнях - всего того, что отличает армию ХХI века даже от «несокрушимой и легендарной», предельно критично. Но об этом мы почему-то на подведении итогов за минувший год не вспоминаем. Как и о том, как овладевают теми боевыми возможностями, которые предоставляет ГЛОНАСС и система GPS, наши артиллеристы, ракетчики тактического и оперативно-тактического звена, командиры и штабы полков и батальонов...
Конечно, это выглядит красиво, когда президенту дарят связанный с ГЛОНАСС навигатор для автомобиля, но хотелось бы видеть такой или похожий на него прибор в руках у командира артиллерийского или ракетного дивизиона или у комбата. И не с рекламно-пиаровской целью, а как привычный и необходимый рабочий инструмент офицера. Или тот же портативный компьютер, но связанный с БПЛА. Только боюсь, ни в новом 2008 году, ни в следующим за ним я этого не увижу. Может, увидят другие? Будем надеяться.
Проблем в геополитической и оборонно-армейской сфере, переходящих из старого года в новый, бесконечное множество. Всех не перечислить. Но вот о чем мне хотелось бы сказать, - о смене подходов, которые сделать все-таки необходимо. Мы почему-то продолжаем сравнивать нашу армию и флот, наши боевые и оборонные возможности с армией Страны Советов, с ее промышленностью, нацеленной на массовый выпуск тех же танков, ракет, АПЛ и истребителей. Зачем? Нет той страны и той армии, как бы нам не хотелось их возродить. И уже не будет. Не надо «плакать» о том, что у нас сейчас не как при СССР нет больше всех в мире вместе взятых танков и АПЛ, истребителей и артиллерийских орудий. Нет у них тех задач и целей, что были еще двадцать лет тому назад. Правда, не появились отчетливо понятые новые, но это тема другого разговора.
Тем не менее, надо привыкать хотя бы в Новом, 2008 году мыслить по-другому, а, может, и по-новому. И хотя бы догадываться, что того, что у нас есть, по большому счету, вполне достаточно. При том, что хотелось бы все это видеть и иметь в обновленном, современном виде. И с отвечающими требованиям ХХI века системами обеспечения боя и оперативно-стратегических операций.
Да, США и Североатлантический альянс - нам не друзья и, как показывает опыт, даже не всегда настоящие и порядочные партнеры, о чем мы уже говорили. Но, и это тоже надо честно признать, они все же - вовсе не отъявленные враги. Как было когда-то. У нас есть масса противоречий, острых, раздражающих, но не непримиримых. Да, они отгораживаются от нас забором из РЛС, подглядывают за нами, не доверяют. Но и мы им не слишком верим. Потому по-своему контролируем их - со спутников, с радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), с самолетов ДРЛО, с помощью дальних бомбардировщиков, полеты которых возобновились минувшим августом, даже во время участия в совместных учениях и маневрах, на саммитах министров иностранных дел и обороны в рамках Совета Россия-НАТО... Мы - соперники, конкуренты, иногда все-таки партнеры, хоть и на время. Но никогда - не непримиримые контры. Даже при самом остром несогласии с их и с нашими действиями и поступками.
Будет нам выгодно с ними сотрудничать, будем сотрудничать. Нет, - значит, нет. Нужно знать, понимать и внушать себе и им, что нам партнерство с ними необходимо абсолютно одинаково, как и им равноправное и уважительное партнерство с нами. Ни больше, но и не меньше.
А хотят американцы поставить свои базы ПРО в Польше, готовы поляки предоставить им такую самоубийственную возможность, - пусть сами за это и расплачиваются. Ухудшением экономических и прочих отношений с Россией, тем, что станут новыми целями для российских стратегических ракет. И не только стратегических. Это их, а не наш выбор. Пусть у них по этому поводу болит голова.
Хотят принять в НАТО Грузию, - милости просим. Тем более, что грузины, судя по последним сообщениям, чуть ли не единогласно проголосовали за вступление в Альянс. Не знаю, как в Брюсселе, но думаю, что некоторые люди у нас в стране воспримут весть о присоединении Тбилиси к Альянсу с определенным юмором. Как в том анекдоте о некой теще, на которую напал тигр. «Сам напал, - пусть сам и отбивается». Надеяться, что НАТО поможет вернуть Абхазию и Южную Осетию, наивно. Точно так же, как думать, что атлантисты могут помочь Испании вернуть себе Гибралтар. Североатлантический блок со всей своей мощью не в состоянии помощь Афганистану избавиться от талибов и Аль-Каеды. Зачем ему еще один вооруженный конфликт на границах с Россией, не ясно?!
Но и это не вопрос. Он в том, чтобы не дергаться по каждому поводу, не реагировать импульсивно на всякие страхи и опасения, а спокойно и уверено делать свое дело - укреплять страну и армию по тем рецептам, что уже давно известны и озвучены. В том числе и в здравомыслящих, на мой взгляд, выступлениях отдельных руководителей страны. Они в наступающем новом-старом году, как представляется, только проведут небольшую рокировку, если их поддержит народ. Так что те проблемы, которые решались в 2007-м, будут продолжать решаться в 2008-м. И в данном случае преемственность - не самый неудачный ход.
...А если вернуться к началу этих заметок и проделать с 2008-м годом тот же фокус, который я предложил сделать с 2007-м, то есть убрать первую цифру и посмотреть, что получится, окажется, что и «008» имеет право на жизнь и уже даже присутствует в нашей жизни. Правда, не в качестве литературного и киношного героя, а как вполне реальные цифры, означающие справочную службу в некоторых городах нашей страны. Например, в Санкт-Петербурге, в Перми, Екатеринбурге, в Калуге...
«Для получения информации, - рекламирует услуги этой службы Интернет, - просто наберите 008 и дождитесь ответа оператора».
Думаю, мы и в наступившем новом году, несущем в себе абсолютное большинство проблем старого, будем продолжать искать ответы на интересующие нас вопросы. Помогать себе и другим находить их. А, значит, будем жить и надеяться.
С Новым Вас Старым годом!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Автор - заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения»