Анатолий Горев, финансовый аналитик для РИА Новости.
2007 год надолго запомнится портфельным инвесторам, заинтересованным в приобретении российских банковских активов. В феврале допэмиссию акций разместил лидер национального финансового рынка Сбербанк, а в мае крупнейшее «народное IPO» провел самый мобильный и «рыночный» из российских госбанков - ВТБ. Вслед за «первопроходцами» многие банки заявили о своем стремлении разместить в ближайшем будущем свои акции на открытом рынке. Однако на сегодняшний день остается неясным, реализуются ли их планы или останутся, в лучшем случае, заявлением о благих намерениях.
На первый взгляд, может показаться, что оснований для сомнений и уж тем более для пессимистических прогнозов нет. Опыт Сбербанка и ВТБ показал, что спрос на акции российских банков сохраняется на высоком уровне. В случае с ВТБ только частных инвесторов, купивших бумаги, оказалось 124 тыс. человек, а банку в результате публичного размещения удалось привлечь для развития своего бизнеса сумму, равную $8 млрд. Почти идиллическую картину несколько омрачает только тот факт, что в данный момент акции ВТБ торгуются существенно ниже цены размещения. Однако делать на основании этого вывод о провале IPO, конечно, было бы неправильным. Цыплят по осени считают, а первые итоги публичных размещений обычно подводят только после того, как акции обращаются на рынке по крайней мере год.
Если же отвлечься от конкретных примеров, то приходится признать: публичное размещение акций является наиболее приемлемым и выгодным способом докапитализации банков, говорят аналитики. Хотя бы потому, что в результате проведения IPO контроль над активом «не размывается», банк привлекает не одного стратегического инвестора, а значительное число портфельных инвесторов. Определять стратегию развития банка и оказывать существенное влияние на его политику такие «миноритарии» не в состоянии. Получается, что банк делится с новыми акционерами своими доходами (очень существенными, если учесть темпы роста банковского бизнеса в России), но не поступается при этом свободой действий.
Тем не менее, сомнительно, что в наступившем 2008 году процесс выхода российских банков на IPO примет массовый характер. Причина, казалось бы, лежит на поверхности: ситуация на рынках капитала изменилась к худшему, инвесторы переживают «кризис доверия», и в силу этого спрос с их стороны на активы стран с развивающимися рынками (а именно к этой группе традиционно относят Россию) снижается.
Однако, по мнению экспертов, это - не единственная причина возможного «остывания» рынка российских банковских IPO в 2008 году. Проблема еще и в том, что «настоящих буйных мало». Мало осталось банков, которые могут быть 100-процентно уверены в теплом приеме на рынке. Первичное публичное размещение акций по определению - дело для крупных финансовых структур, способных привлечь потенциальных инвесторов и высокими прогнозируемыми уровнями дохода, и собственным известным именем. Много ли таких банков в России на сегодняшний день? Опросы показывают, что нет - к числу «избранных» относятся, прежде всего, госбанки и финансовые структуры, занимающие первые пятьдесят строчек во всевозможных рейтингах. Вычтите отсюда «дочек» иностранных финансово-кредитных групп, которые, по объективным причинам, даже не задумываются о проведении IPO, и банки, которым уже удалось привлечь стратегических инвесторов. Останется не так много кандидатов: по оценкам экспертов, всего порядка 20. При этом далеко не факт, что все эти 20 финансовых структур спят и видят, как бы им выйти на IPO в 2008 году
Понятно, что наиболее реальным кандидатом на проведение третьего по счету российского банковского IPO - и, возможно, третьего по счету «народного» банковского IPO - остается Газпромбанк. Как и Сбербанк, и ВТБ он, по словам экспертов, может рассчитывать на теплый прием со стороны потенциальных портфельных инвесторов: Газпромбанк является госбанком, а, следовательно, имеет имидж «непотопляемой» финансовой структуры. Кроме того, он в восприятии инвесторов связан родственными узами с Газпромом, что сулит ему в условиях нынешней внешнеэкономической конъюнктуры немалые прибыли. Наконец, Газпромбанк может привлечь покупателей тем, что является одним из лидеров на рынке российского корпоративного банкинга. Одним словом, нет оснований считать, что IPO Газпромбанка в случае его проведения оказалось бы «провальным» - скорее всего, ему бы, как и публичным размещениям Сбербанка и ВТБ, сопутствовал бы успех.
Тем не менее, третий по величине активов российский банк отнюдь не спешит последовать примеру своих «собратьев» в лице ВТБ и Сбербанка. Впрочем, его руководство не исключает того, что банк все-таки проведет первичное публичное размещение своих акций. Правда, сначала планировалось, что он это сделает до конца 2007 года, а теперь стало совершенно очевидным, что в лучшем случае мы станем свидетелями IPO третьего по величине активов госбанка только в 2008 году, причем отнюдь не в первой половине года.
А как обстоят дела с частными банками? Многие из них на протяжении 2006 и особенно 2007 года давали понять, что готовы попытать счастье на открытом рынке. В числе возможных инициаторов IPO называли и Росбанк, и МДМ-Банк, и Альфа-Банк, и Банк Зенит, и НОМОС-Банк и АК Барс. Однако сегодня ситуация изменилась. Руководство Альфа-Банка дало понять, что в проведении IPO в обозримом будущем не заинтересовано. Председатель Совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин (которого, по слухам, пригласили в МДМ как раз для того, чтобы он подготовил банк к выходу на открытый рынок) заявил в сентябре буквально следующее: «На сегодняшний день у акционеров и руководства банка нет ни плана действий, ни намерений по размещению своих акций на открытом рынке». А, по словам председателя правления МДМ-банка Мишеля Перирена, сейчас у банка достаточный объем капитала, поэтому необходимость размещения возникнет не ранее 2009 года.
Другие участники списка кандидатов на IPO также пока не находятся в состоянии боевой готовности, а некоторые и просто «отвалились». Совершенно очевидно, что ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе не будет проводить IPO Росбанк, который обрел в этом году стратегического инвестора в лице французской финансовой группы Societe Generale. По-видимому, нет больше таких планов и у НОМОС-Банка, чьим портфельным инвестором стала в 2007 году чешская PPF Group. Что касается Банка Зенит и АК Барс, то их намерения не отличаются на сегодняшний день ясностью и определенностью. А если учесть, что процесс подготовки компании к публичному размещению занимает в среднем от 6 до 9 месяцев, то можно предположить, что вышеназванные банки вряд ли разместят пакеты своих акций на открытом рынке в первой половине 2008 года. Да и весь 2008 год, честно говоря, остается под большим вопросом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции