Рейтинг@Mail.ru
Экономика для 2008 года: В ожидании инноваций - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономика для 2008 года: В ожидании инноваций

Читать ria.ru в
2007 год принес более высокие, по сравнению с первоначальным правительственным прогнозом, темпы экономического роста. Но и инфляция вышла за рамки, поставленные в его начале правительством и ЦБ. Уже сейчас очевидно, что 2008 год вновь принесет существенный прирост ВВП вместе с новым витком цен. Но экономическое развитие страны в Новом году будет определяться не только этими количественными показателями. В 2007-м родилась долгосрочная концепция социально-экономического развития России до 2020 года, в результате осуществления которой Россия должна войти в пятерку крупнейших стран мира по объему ВВП. 2008-й год должен показать, начнется ли реализация этой честолюбивой программы на практике...

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

2007 год принес более высокие, по сравнению с первоначальным правительственным прогнозом, темпы экономического роста. Но и инфляция вышла за рамки, поставленные в его начале правительством и ЦБ. Уже сейчас очевидно, что 2008 год вновь принесет существенный прирост ВВП вместе с новым витком цен. Но экономическое развитие страны в Новом году будет определяться не только этими количественными показателями. В 2007-м родилась долгосрочная концепция социально-экономического развития России до 2020 года, в результате осуществления которой Россия должна войти в пятерку крупнейших стран мира по объему ВВП. 2008-й год должен показать, начнется ли реализация этой честолюбивой программы на практике.

Сверхвысокие цены на нефть и дорожающие металлы сильно помогают России. Вслед за высокой экспортной выручкой в страну потянулся инвестиционный капитал - благодаря тому, что высокие доходы от экспорта сырья переливаются в другие сектора и стимулируют потребительский спрос - основу роста любой экономики. Причем, именно тогда, когда физические объемы добычи нефти и газа перестали заметно расти, оживились обрабатывающая, химическая, легкая и пищевая промышленность.

Российское же правительство осторожничает, и который год занижает прогноз роста ВВП. Так, на 2007 год рост экономики прогнозировался на уровне 6,5%, но уже первый квартал опроверг эту консервативную оценку, и сейчас в правительстве заявляют, что рост ВВП по итогам всего года составит 7,6%.

Но негативной стороной постоянного притока денег в страну остается инфляция. В 2007-м она намного преодолела первоначально установленную для нее планку в 8% и, по большинству прогнозов, составит, как минимум, 12%. В 2007 году правительство и ЦБ бросили все силы на борьбу с так называемой монетарной инфляцией, т.е. на укрощение непрерывно нарастающей денежной массы. При этом явно проморгали другой фундаментальный фактор - рост цен на продовольствие на мировых рынках. 

Что касается конкретных цифр на 2008 год, правительство, по традиции, осторожно в оценках. О потолке инфляции в 2008 году власти предпочитают особо не  распространяться. Но, очевидно, что растущие доходы страны и ее населения будут приводить к постоянно дорожающей жизни. Как известно, уже в начале 2008 года будут повышены зарплаты бюджетникам и довольствие военным. На фоне этих инициатив правительства многие экономисты повысили и инфляционный прогноз на 2008 год до 11-14%.

В то же время осенний всплеск цен на продукты заставил правительство сделать правильные выводы. В правительстве заговорили о развитии конкуренции на потребительском рынке, вспомнив, что именно она является основным фактором сдерживания цен в рыночной экономике, а не соглашения с теми же монополистами об их замораживании на один вид творожка, молочка и проч. в каждом отдельно взятом регионе.

Рост же ВВП в 2008 году, по последним сведениям из российского Белого дома, должен составить не менее 6,7%. Такая «смелость» по сравнению с 2007-м годом объяснима - в долгосрочной перспективе российские власти ставят сверхамбициозные цели. В июле 2007 года Минэкономразвития разработало и представило на суд правительства первую в истории современной России долгосрочную программу социально-экономического развития до 2020 года. Сейчас в нее вносятся последние уточнения и коррективы и уже в феврале 2008 года она должна быть официально принята. Но основные положения этого плана хорошо известны: осуществить переход российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития, и к 2020 году по абсолютному размеру ВВП занять пятое место в мире и первое в Европе. (Сейчас Россия только вошла в первую десятку наиболее крупных экономик мира.) Для того чтобы занять столь высокое место, России, по предварительным оценкам, надо увеличить объем ВВП с нынешних 30 трлн рублей ($1,2 трлн) в пять раз - до 150 трлн рублей (свыше $6 трлн).

Исходя из опыта 1990-х годов, когда отечественный частный сектор слабо инвестировал в передовые технологии, российские власти пришли к выводу, что без участия государства, экономику на столь высокий уровень не поднять. Поэтому для внедрения инноваций созданы и уже получили первые взносы в капитал российские госинституты развития (Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестфонд и др.) и образовываются особые экономические зоны. Для привлечения инвестиций в такие капиталоемкие секторы, как аэрокосмическая отрасль, судостроение и ядерная энергетика, учреждаются крупные централизованные госкорпорации. Они составят компанию уже существующим «национальным чемпионам», находящимся под контролем государства: «Газпрому», «Роснефти», «Транснефти» и Российским железным дорогам.

Многие экономисты согласны с тем, что российская экономика обладает потенциалом для реализации долгосрочной экономической концепции правительства. Главная проблема состоит в том, чтобы сделать это на практике. Ясно и другое, что любой прорыв в общественно-экономическом развитии требует волевого воздействия на плавный эволюционный процесс, и многое, если не все, будет зависеть от людей, которые будут осуществлять этот прорыв. С этим как раз возникают вопросы.

Перед президентскими выборами, которые состоятся в марте, именно из экономического блока правительства начался исход профессионалов высокого уровня в частный сектор. К примеру, Минэкономразвития уже покинули его бывший глава Герман Греф и его первый заместитель Андрей Шаронов, под руководством которых, собственно, и разрабатывалась концепция-2020. Таким образом, стратегию разрабатывали одни, а претворять в жизнь предстоит другим. Кроме того, вновь создаваемые госкорпорации в значительной мере будут  укомплектованы бывшими чиновниками, с том числе и из силовых ведомств. При этом им надо будет решать такие экономические задачи, которые могут вызвать затруднения и у обладателей Нобелевской премии по экономике.

Предстоящий год, в течение которого институтам развития и вновь созданным «национальным чемпионам» предстоит приступить к практической деятельности, будет во многом показательным. Станет ясно, насколько реальны планы продвижения к целям-2020.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала