Рейтинг@Mail.ru
Не про нефть и не про газ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не про нефть и не про газ

Читать ria.ru в
Дзен
В конце года тянет подбивать баланс. В отношении «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» это делать еще рано - программа не на год рассчитана. Тем не менее, она представляет собой некое целое, разбитое на этапы, где каждый этап (год) проиллюстрирован соответствующими расчетами и цифрами. То есть, кое-что можно и подбить. Путин поставил сроки ее подготовки, и исполнительская дисциплина разработчиков не подкачала - они уложились в указанные сроки, сдали программу. И президент ее своей подписью утвердил - 22 июня 2006 года. Программа эта - исключительной важности. Поскольку решает сразу задачи и политические, и экономические, и демографические.

Андрей Салтыков, политический обозреватель РИА Новости.

В конце года тянет подбивать баланс. В отношении «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» это делать еще рано - программа не на год рассчитана. Тем не менее, она представляет собой некое целое, разбитое на этапы, где каждый этап (год) проиллюстрирован соответствующими расчетами и цифрами. То есть, кое-что можно и подбить.

Путин поставил сроки ее подготовки, и исполнительская дисциплина разработчиков не подкачала - они уложились в указанные сроки, сдали программу. И президент ее своей подписью утвердил  - 22 июня 2006 года.

Программа эта - исключительной важности. Поскольку решает сразу задачи и политические, и экономические, и демографические.

Прежде всего, речь идет о выполнении неких моральных обязательств перед гражданами бывшего СССР, не по своей воле оказавшихся после распада страны в другом государстве. Кроме того, документ призван решать проблемы, связанные с нехваткой рабочих рук для российской экономики, а также - с ежегодным сокращением (на 800 тысяч) численности населения страны. Конечно, прибытие каждый год по 100-200 тысяч соотечественников кардинально этих проблем не решало бы, да и не никто и не замахивался решать. Госпрограмма призвана дополнить «систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ». Она «направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».

И в то же время, это заурядная, рядовая программа. В том смысле, что у нее нет высокого кураторства. Нет и статуса нацпроекта, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде ежедневного отслеживания хода ее выполнения телекамерами. Она не завязана ни на нефть, ни на газ, ни на другие обильные природные ресурсы, что изначально делало бы ее успешной. (Когда из земли безостановочно хлещет и брызжет, а ты знай грузи и отвози, а там уже очередь из покупателей с тугими кошельками, возникает ощущение, что все устроено правильно, и нет ни тени сомнения, что все идет просто супер.) Нет, ее судьба целиком была завязана на грамотную разработку самой программы, исполнительскую дисциплину, продуманные управленческие решения, эффективные организационные мероприятия, словом, на создание оптимального механизма ее реализации, включая необходимость координации работы занятых в ней многочисленных ведомств и уровней власти.

И в этом смысле, она является показательным примером работы нашего госаппарата.

Реализация программы началась с 1 января 2007 года. Сейчас за рубежом проживает около 30 миллионов соотечественников. И, поскольку Госпрограмма предполагала «дополнить систему мер» и «объединить потенциал», она оперировала масштабными цифрами: речь в ней шла о сотнях тысяч в начале, а в конечном итоге - даже о миллионах новых российских граждан, которые смогут переехать в Россию до 2012 года.

12 пилотных регионов разработали свои программы - определили требуемое количество прибывающих соотечественников, места их работы, специальности, предлагаемые зарплаты.

Однако в 2007 году по Госпрограмме переехало только 140 семей - это порядка четырехсот человек. При плане в 50 тысяч.

Начало обескураживающее. Конечно, сейчас признано, что Госпрограмма легла на стол президента, мягко говоря, сыроватой. Что необходимо принять еще целый ряд законодательных актов - федеральных и региональных, -  без которых она полноценно не заработает. Впрочем, у Госпрограммы изначально существовал ряд принципиальных дефектов, и вовсе не технического свойства. Скорее, идеологического, философско-управленческого.

Объектом программы, объектом усилий всех ее участников - федеральных ведомств и региональных структур - по творению добра и блага было достаточно абстрактное лицо. Собирательный и во многом идеализированный образ. Человек, готовый в солидном возрасте, вместе с семьей, начать жить с чистого листа в другой стране. За годы неустройства на чужбине не потерявший свою квалификацию. Готовый ехать не просто в Мухосранск, а даже на его захолустную окраину, по соседству с мусорной свалкой. И все ради того, чтобы получить место врача-невропатолога с зарплатой чуть больше 3-х тысяч. Или дояра, тракториста, механика за 5-7 тысяч.

А с другой стороны, субъектом этой программы виделась мощная государственная вертикаль, состоящая из тысяч чиновников разных ведомств, ловко и быстро решающих проблемы перемещения сотен тысяч специалистов по необъятным просторам нашей страны, их трудоустройства, выделения жилья, устройства их детей в садики и школы, наделения их пакетом соцуслуг,  решения их бытовых, финансовых, психологических, юридических проблем...  

Более того, эта вертикаль существует в тесном взаимодействии с региональной горизонталью - субъектами Федерации, которые принимают соотечественников. Но тут выяснилось, что федеральный бюджет готов оплачивать только проезд, провоз багажа и подъемные. И наполеоновские планы региональных властей принять десятки - а кто-то и сотни! - тысяч соотечественников оказались лишены  материальной и финансовой базы.

Кроме того, изначально у большинства региональных программ по приему переселенцев не было серьезного экономического обоснования. Соотечественников вписывали не в перспективную концепцию развития региона, а просто стремились заткнуть ими дыры. Но почему, если из какого-то региона бегут, в нем не рожают и не хотят работать, предполагается, что прибывшие соотечественники охотно и легко будут решать все эти проблемы?

И последнее. Известно, что российское чиновничество - на любом уровне - особо никогда не проявляло душевной заботы о гражданах. Все больше надо было вмешиваться и решать президенту... А ведь обустройство людей на новом месте - это такой тонкий и деликатный вопрос. При всем уважении к Федеральной миграционной службе, она все-таки заточена под другое. Сотрудник ФМС, раньше отвечавший за ловлю нелегальных мигрантов, а теперь - за максимально комфортное обустройство на новом месте переселенцев, это такой же нонсенс, как сотрудник ФСБ, прежде отлавливавший криминал в бизнес-структурах, а теперь ответственный за максимально благоприятные условия предпринимательской деятельности. Настрой души и мозгов, а также профессиональную выучку одним приказом начальства не изменишь.

В общем, когда взор не застят фонтаны полезных ископаемых, на государственном уровне открывается весьма безрадостная организационно-управленческая картина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала