Инфляция в 2007 году была упущена властями. Если бы они проводили иную политику, вовремя обратили внимание на состояние денежного рынка и воспользовались рядом нехитрых мер, показатель роста потребительских цен мог бы остаться внутри ранее запланированных рамок - даже несмотря на негативное влияние на инфляцию извне. Однако если Центробанк РФ в 2008 году частично пересмотрит систему своих действий, в 2010 году темпы роста потребцен могут снизится до запланированного уровня в 5%.
Об этом рассказал РИА Новости экс-первый зампред Центрального банка РФ, отвечавший за денежно-кредитную политику страны, бывший руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, нынешний глава совета директоров МДМ-Банка и профессор ГУ-ВШЭ Олег Вьюгин. Беседовала Мария Князева.
- Олег Вячеславович, добрый день. В текущем году произошел всплеск инфляции, и ее показатель превысил максимальный уровень, запланированный правительством. По Вашему мнению, в дальнейшем удастся удержать рост потребцен в ранее определенных рамках?
- Нынешний уровень инфляции - результат нескоординированной политики Правительства и ЦБ. Достижение уровня 5% инфляции в 2010 году вполне реально. Однако для этого необходимо принимать соответствующие меры уже в 2008 году. (Правительство РФ установило прогноз по инфляции на 2010 год на уровне 5,0%-6,0%, и не планирует его менять, несмотря на то, что в текущем году инфляция значительно превысил планы правительства и вместо 8% ожидается 11,0-12,0%).
- Какие именно меры необходимо предпринимать?
- Не закупать иностранную валюту по принципу «сколько сдадут», а только в соответствии с целями по инфляции.
Конечно, возможное при этом рыночное укрепление рубля будет способствовать росту импорта. Однако, если цена барреля нефти не будет дальше активно расти, то и укрепление рубля не будет значительным даже без особых прочих действий Центробанка.
- То есть, даже с учетом нынешних условий на мировых денежных рынках, можно переходить к инфляционному таргетированию в России?
- Да. При этом делать это необходимо поэтапно. Центробанку следует поставить цель постепенно, к примеру, в течение года переходить от контроля номинального курса рубля к таргетированию показателей денежной программы, а потом к таргетированию инфляции с помощью процентных ставок по операциям рефинансирования.
Тогда серьезных последствий для отечественных производителей не будет, у них появится время для приспособления к постепенно меняющейся ситуации.
(Политика инфляционного таргетирования предполагает определение в качестве основной цели регулирование инфляционных процессов и большую свободу курсообразования).
- В этом году на инфляцию большое влияние оказали рост цен на ряд товаров на зарубежных рынках (зерно, сухое молоко и прочее). В условиях интегрированности России в мировую финансовую и экономическую систему какие могут быть способы сдерживания роста потребцен?
- Для защиты от внешних ценовых уровней существует один механизм - это тарифы. Однако эффективность этого механизма зависит от того, насколько глубока тенденция к росту цен на мировых рынках. Если она долгосрочная - тарифы неэффективны, так как навеки изолироваться от международных рынков нельзя. И как только тарифы будут сняты, цены внутри страны начнут расти.
Если тенденция краткосрочная - этот механизм применим. Однако тарифное регулирование цен должно быть снято, как только цены стабилизируются.
- Будет ли эффективна заморозка цен некоторых производителей и продавцов на товары социального назначения, которая была введена в России?
- Как только действие «картельного» соглашения закончится, мы опять получим неприятную инфляцию.
(В конце октября российские производители и ведущие продавцы пищевых продуктов подписали соглашение о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых товаров по собственной инициативе. Это было вызвано непредвиденным ростом цен на ряд товаров и, следовательно, ускорением инфляции. Соглашение предусматривает, что цены на отдельные виды хлеба, молока, кефира, растительного масла и яиц не будут повышаться до 31 января 2008 года. Речь идет о товарах низкого ценового сегмента. Однако это не означает, что более дорогие виды этой продукции не станут еще дороже. Аналитики сходятся во мнении, что подобная мера не поможет в значительной степени сдержать рост потребцен).
- Существуют ли другие меры, которые могли бы помочь России ограничить рост потребительских цен в сложившейся ситуации?
- Пока никто ничего не придумал - либо административный контроль за ценами с последующим дефицитом, либо не очень эффективное тарифное регулирование, либо таргетирование инфляции методами денежно кредитной политики.
- Как Вы оцениваете действия российских правительства и Центрального банка по ограничению роста цен?
- Фактически, инфляция была упущена. Возможно, властям казалось, что можно наращивать бюджетные расходы, несмотря на рост цен на нефть и оставлять практически неизменным курс национальной валюты, а инфляции не будет. Но так не бывает.
На мой взгляд, учитывая факт, что остановить рост бюджетных расходов правительству не под силу, надо было более гибко регулировать курс рубля. Действовать необходимо было так: покупать в резервы столько валюты, сколько нужно для того, чтобы не упустить инфляцию из под контроля, и не обращать внимание на номинальный курс рубля.
Кроме того, индикатором были процентные ставки на денежном рынке. Когда в начале этого года ставки были хронически низкими, это говорило о слишком большом количестве денег и угрозе инфляции.
- То есть, в то время Банку России следовало активнее стерилизовывать денежную массу?
- Точнее ограничивать покупку валюты исходя из принятой денежной программы и уровня процентных ставок.
- Если все меры, о которых Вы говорите, были бы приняты, какой могла бы быть инфляция в РФ в 2007 году?
- Я думаю, 7,0-8,0%. (Изначально правительство планировало, что в 2007 году инфляций не выйдет за пределы 8,0%)
- Последние несколько лет наблюдается высокий приток капитала в РФ. Продолжится ли он в следующем году с учетом кризиса ряда ведущих мировых финансовых систем и сокращением объемов инвестиций в активы стран с развивающейся экономикой?
- Приток капитала в 2008 году, на мой взгляд, продолжится с той же интенсивностью, что и в текущем году. (По оценке вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, по итогам года ожидается чистый приток капитала на уровне 75-80 миллиардов долларов. МЭРТ прогнозирует чистый приток иностранного капитала на уровне не более 90 миллиардов долларов).
- Каким в связи с этим может быть рост ВВП?
- А вот темп роста экономики, скорее всего, немного замедлиться. ВВП может увеличиться примерно на 6,5%.
(Минэкономразвития в декабре повысило прогноз роста ВВП России в 2007 году до 7,6% с ранее ожидавшихся 7,3%. В 2008 году рост ВВП планируется на уровне 6,6%).
- А что может быть с ценой на нефть?
- Стоимость барреля нефти очень сложно поддается прогнозированию. Но, без форс-мажорных событий, выше 100 долларов в следующем году она не поднимется.
- Самой обсуждаемой темой уходящего года является кризис на международных финансовых рынках. Когда он может закончиться?
- Когда банки справятся с проблемой навеса нереальных активов на своих балансах, короче, спишут достаточное количество активов, необходимых для восстановления ликвидности баланса и доверия контрагентов. Конечно, завершение придется подождать, рассчитывая на то, что американская экономика справится с ипотечными проблемами и рецессии не последует. Если же падение цен на жилье в США продолжится, банки, вовлеченные в ипотечное кредитование и покупку ипотечных производных, продолжат нести убытки и тогда мало не покажется.
Видимо, сигналом завершения кризиса будет достижение точки «отскока»: когда цены на жилье в США перестают падать, и стабилизируются на определенном уровне. Тогда все станет ясно - банки смогут более точно оценить свои убытки и определить свою дальнейшую позицию на рынке.
К банкам появится доверие, которого сейчас нет (в настоящее время его нет, так как кроме самих банков никто не знает, какие еще убыточные активы у них есть и как много они могут потерять в перспективе в период падения цен на жилье).
(В августе текущего года в США разгорелся так называемый «ипотечный кризис», который, в частности, привел к стремлению международных банков сокращать рискованность своих вложений и уменьшать или отказывать в кредитах заемщикам из развивающихся стран. Почти полностью «закрылся» и рынок долговых ценных бумаг, сделав невозможными размещения еврооблигаций и проведение трансграничных секьюритизаций).
- Какие последствия могут быть для отечественных банков?
- Российские банки не участвовали в спекуляциях с жилищными кредитами на американскую недвижимость и чувствуют себя гораздо лучше. Но они присутствуют на международном долговом рынке, который закрылся в августе в результате кризиса. Сейчас для некоторых заемщиков приоткрыт рынок синдикаций, и частично долги могут быть рефинансированы.
В следующем году российским компаниям (как финансового так и нефинансового сектора) придется гасить около 80 миллиардов долларов кредитов, и многое будет зависеть от возможности рефинансировать хотя бы часть этого долга.
- Каков пессимистичный прогнозы развития ситуации в России в следующем году?
- Если долговые рынки не откроются, это приведет к сильному давлению на ликвидность. Может получиться и так, что после благополучного избавления от первой волны ипотечного кризиса можно будет попробовать на вкус вторую - неплатежеспособности заемщиков нефинансового сектора.
- Нехватка ликвидности может быть ощутимее, чем во второй половине текущего года?
- При негативном развитии событий (рост цен на жилье в США, продолжающиеся убытки мировых финансовых институтов, отсутствие доверия) давление на ликвидность будет усиливаться постепенно. В этом году все началось резко: компании брали кредиты, заключали сделки, планировали контракты, рассчитывая рефинансироваться. Однако в августе все планы были нарушены - привлекать средства с рынков капитала стало практически невозможно. Образовался разрыв между инвестиционными планами и источниками их финансирования. Потребовалось время для приспособления к новым условиям, и кое-как банки это сделали, в частности, с помощью ЦБ.
Если международные рынки и дальше будут закрыты, погашение кредитных долгов будет означать минус 80 миллиардов долларов из финансовой системы.
- У Центробанка РФ и правительства достаточно ресурсов для сглаживания последствий при таком развитии событий?
- Можно попробовать воздействовать на эту ситуацию с помощью предоставления бюджетных средств на внутреннем долговом рынке. Путь простой, но имеет издержки, так как ставятся под риск государственные банки и государственные институты развития. То есть за все заплатит налогоплательщик. Рефинансирование Центробанка носит краткосрочный характер. Поэтому, скорее всего, необходимо рассчитывать на появление возможности у банков рефинансировать свои долги рыночным путем, а не за счет бюджета.
- Какова вероятность развития пессимистичного прогноза?
- Достаточно сложно делать подобные прогнозы. Если экономика США сильно пострадает от кризиса и не просто замедлит темпы роста, а начнет стагнировать, падение цен на недвижимость продолжится. Причем не на полгода, а на годы. У банков снова и снова будут образовываться убытки.
Но пока есть надежда, что этот сценарий теоретический.
- Существует ли оптимистичный прогноз развития ситуации?
- Конечно. Годовые отчеты международных банков, вовлеченных в кризис, появятся в течение первого квартала 2008 года. Если цены на жилье стабилизируются, ситуация станет понятной весной, а к середине года банки оценят свои убытки, выставят новые уровни маржи. Рынки откроются, и международный долговой рынок заработает. Но, конечно, прежнего низкого уровня ставок ждать не приходится.
- В свете всего вышесказанного, как будут расти активы российской банковской системы по пессимистичному и оптимистичному прогнозам?
- Если сохранится текущая ситуация, когда рефинансирование по долгам затруднено, рост активов значительно замедлится, до 10% за год. Если рынки откроются к середине следующего года, банки начнут быстро наверстывать упущенное. В такой ситуации активы могут вырасти и на 25-30%. (Согласно последним данными ЦБ РФ, банковская система России увеличила в январе-октябре активы на 30% - до 18,278 триллиона рублей на 1 ноября).
- Для поддержания ликвидности российской банковской системы правительство разрешило направить средства, пущенные в капиталы госкорпораций, на внутренний рынок. Помогли ли эти вливания системе? Стоит ли продолжать подобный опыт?
- Да, позитивное влияние было отмечено. Однако появление средств бюджета несет в себе угрозу потери бдительности, может показаться, что сложности исчерпаны и можно продолжать прежнюю жизнь, а ее не будет. Когда средства дает Центробанк - это понятно, - он это делает под залог и на короткий срок. Когда ликвидность систематически поддерживается средствами бюджета - это уже опасная игра. Происходит искажение реальных экономических сигналов, которые говорят о том, что ситуация изменилась, деньги стали дороже и нельзя выдавать кредиты с большими рисками, и о том, что надо пересматривать политику поведения на рынке. (Ранее сообщалось, что Банк развития направил в российскую банковскую систему в виде краткосрочного финансирования около 40 миллиардов рублей. Ожидалось вливание еще около 160 миллиардов рублей до конца текущего года).
- Американский кризис, который перекинулся на многие финансовые системы мира, был связан с ипотечными ценными бумагами. В России звучат заявления о необходимости развития рынка ипотечных облигаций. Насколько нам необходима внутренняя ипотечная секьюритизация?
- Развивать это рынок надо. Ипотечное кредитование - это механизм, требующий «длинных» денег. Поэтому на рынках с развитой ипотечной системой существует механизм трансформации той части активов банков, которые вовлечены в процесс ипотечного кредитования, в длинные пассивы других финансовых институтов - не банков. Это, например, пенсионные фонды.
Это нормальный механизм, но в России он пока не работает, так как те самые институты, обладающие «длинными» деньгами, не развиты.
(Российские власти обсуждают вопрос о разрешении пенсионному фонду, корпорациям развития, страховым компаниям вкладывать временно свободные средства в ипотечные ценные бумаги. Решения по этим вопросам находятся на разной стадии готовности).
- Развитие рынка ипотечных облигаций не опасно для экономики РФ? В частности из-за того, что в России пока отсутствует длительная история ипотечного кредитования.
- Думаю, нет. Заемщиками по жилищным кредитам выступают домашние хозяйства. И если их не обманывать, к примеру, не скрывать реальную стоимость кредита, то при стабильной экономике семьи являются самыми надежными заемщиками.
Единственный известный в мире риск этого рынка и дефолта заемщиков - это общий экономический риск. Пока экономика растет, граждане зарабатывают. Если же экономика впадает в рецессию и многие люди теряют работу, то, конечно, велик риск неплатежеспособности и отказа от выплат по кредитам.
В США большое количество дефолтов произошло по кредитам с плавающими ставками. Изначально они были очень дешевыми для заемщиков. Затем ФРС круто поднял ставку рефинансирования и плавающая составляющая ставки начала расти, и заемщики просто не смогли дальше выплачивать кредиты.
- С какими результатами банковская система подошла к концу года?
- Замечательными - активы банковской системы выросли, их доля в ВВП составила около 60%. Следовательно, если раньше велись разговоры о том, что банковская система не играет большой роли в экономике, сейчас эта роль становится все более и более заметной.
- Как сильно пострадал российский банковский сектор от международного кризиса?
- Кризис, конечно, отразился на сокращении темпов роста активов, но пока не драматически.