МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. Счетная палата РФ провела аудит эффективности действующих в России процедур банкротства предприятий и пришла к выводу, что система затратна, сложна и неэффективна, сообщается в пресс-релизе контрольного ведомства в четверг.
Аудиторы проанализировали использование средств, выделенных Федеральной налоговой службе (ФНС) из федерального бюджета на реализацию процедур банкротства за 2005-2006 годы и истекший период 2007 года.
"Действующая процедура банкротства чрезмерно усложнена, затратна и неэффективна", - говорится в сообщении. По оценкам Счетной палаты, за период с 1 января 2005 года по 1 июля текущего года в судебном порядке ликвидировано 75 тысяч отсутствующих должников.
Как выяснилось, это почти в пять раз меньше, чем надо: по состоянию на 1 июля 2007 года количество отсутствующих должников составило 352 тысячи организаций. "В условиях действующего законодательства о банкротстве их ликвидация займет около восьми лет (без учета банкротства вновь возникших отсутствующих должников), и на это потребуется не менее 5 миллиардов рублей", - подсчитала Счетная палата.
Ссылаясь на экспертную оценку, ведомство сообщает, что в России ежегодно образуется порядка 150-200 тысяч организаций-отсутствующих должников, причем около 80% из них имеют задолженность менее 10 тысяч рублей, в то время как расходы по их ликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15 тысяч рублей.
По мнению аудиторов, проблема отсутствующих должников в значительной мере обусловлена слишком простой системой регистрации хозяйствующих субъектов. Эта упрощенная система позволяет "с минимальными затратами создавать организации для осуществления одной-двух операций, после проведения которых эта фирма прекращает свою деятельность без уплаты налогов и переходит в категорию отсутствующих должников", считают в Счетной палате.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает меры ответственности тех, кто перестал работать, но не прошел процедуру ликвидации, указывают аудиторы. "В результате, подпадая под действие закона о банкротстве, руководители и учредители отсутствующих должников освобождаются не только от ответственности за неуплату налогов, но и от необходимости финансировать процедуры о признании их банкротами", - говорится в сообщении.
Проверка также показала низкое освоение бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по процедурам банкротства ФНС России.
Так, по данным ведомства, в 2005 году кассовое исполнение указанных расходов составило 26,1 миллиона рублей, или 13% к выделенным ассигнованиям, в 2006 году - 615,4 миллиона рублей (51,3% к утвержденным бюджетным назначениям и 63,8% к скорректированным ассигнованиям). Что же касается текущего года, то в первом полугодии расходы исполнены в сумме 282 миллионов рублей (23,5% к годовым назначениям), отмечают в Счетной палате.
По мнению ведомства, средства из федерального бюджета на финансирование процедур банкротства "выделялись без четких критериев и при отсутствии единой методологической основы".
"Качественные и количественно измеримые показатели, позволяющие оценить результаты деятельности ФНС России в части реализации полномочий по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве отсутствующих должников по обязательным и (или) денежным обязательствам, не предусмотрены и не разрабатывались", - говорится в сообщении.
Коллегия рассмотрела результаты аудита и решила направить информационное письмо в правительство России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания.
Напомним, МЭРТ в число приоритетных законопроектов в 2008 году указал банкротство отдельных категорий предприятий - в частности, физлиц и отсутствующих должников. Что же касается ФНС, налоговики считают функцию по банкротству излишней и уже обращались с просьбой рассмотреть возможность о сокращении полномочий налоговой службы в части банкротства предприятий.