На Камчатке из-за ограничения отпуска бензина на внутренний рынок нефтеперерабатывающими компаниями возник острый дефицит автомобильного топлива.
Автомобильное топливо в России стремительно дорожает. Эксперты все чаще говорят о возможности дефицита автомобильного топлива.
Самым ощутимым для российских автовладельцев стал бензиновый кризис конца апреля - начала мая 1999 года. За два-три дня цены на бензин подскочили в Санкт-Петербурге почти в 2,5 раза. Буквально через пару дней стоимость бензина взлетела в Москве, Новгороде, Пскове, Вологде и далее по всей стране.
Летом 2000 года дефицит моторного топлива достиг в некоторых регионах страны 80%. Нехватка топлива ощущалась даже там, где расположены крупные нефтеперерабатывающие комплексы, - в Ярославле, Саратове и Самаре.
В России перерабатывается только примерно 45% всей добываемой нефти. В целом объемы производства моторного топлива в настоящее время соответствуют объему спроса на них на внутреннем рынке. Спрос растет ныне на 4-5% в год, и объемы переработки в последние два года также увеличивались на 4-5%. Но спрос все больше расширяется, и, по мнению некоторых нефтяных компаний, в какой-то момент он может опередить рост производства нефтепродуктов.
Если прирост производства бензина в России в 2006 году, по отношению к 2005 году, составил 7%, то в 2007 году эксперты прогнозируют, в лучшем случае, 2-3% по отношению к уровню 2006 года.
На ценообразование бензина влияет рост цен на мировом рынке, а также целый ряд внутренних факторов: сезонность, рост стоимости естественных монополий (металлургия, электроэнергия), внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.
В 2005 году бензин подорожал на 15,8%, что в два раза ниже, чем в 2004 году, когда его цена выросла на 31%. В 2006 году цены на бензин в РФ выросли на 10,9%
Наиболее активно цены начали расти с начала ноября 2007 года, чуть более чем за месяц увеличившись на 4,3%. По словам экспертов, в первую очередь роль сыграл рост оптовых цен на топливо, вызванный резким взлетом нефтяных котировок на мировых биржах. По данным президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, рост цен вызвало, в частности, то обстоятельство, что в октябре на нефтеперерабатывающие заводы поступило нефти на 5% меньше, чем планировалось.
В среднем, по сведениям Росстата, к 12 ноября бензин в России стоил 18,45 руб. за литр. При этом за топливо марки за Аи-92 водители отдавали 19,39 руб. за литр (6 ноября -- 19,27 руб.), за Аи-95 - 20,93 руб. за литр (20,77 руб.), за дизельное топливо - 17,64 руб. за литр (17,46 руб.).
В конце ноября - начале декабря средняя цена на автомобильный бензин повысилась в 29 региональных центрах.
За вторую неделю декабря, по данным Росстата, потребительская цена повысилась на 1,8%. Это - максимальный с начала года показатель повышения цены в недельный срок.
Всего с начала 2007 года средние цены на бензин в РФ увеличились на 6,8%, а дизельное топливо с прошлого декабря подорожало на 9,6%.
Эксперты отмечают, что дефицит автобензинов может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива, либо введение нормированного отпуска бензина.