ТОКИО, 22 дек - РИА Новости, Андрей Фесюн. Измененный закон о СМИ, принятый верхней палатой японского парламента в минувшую пятницу и направленный на утверждение премьеру страны, значительно смягчает ранее существовавшие "принципы избежания концентрации средств влияния на средства массовой информации".
Владеющие активами и акциями СМИ крупные медиа-фирмы теперь могут создавать локальные компании или передавать часть своих средств дочерним предприятиям.
В связи с этим, считают некоторые специалисты с области информатики и массовых коммуникаций, в Японии, как и на Западе, может ускориться тенденция к концентрированию СМИ в руках крупных бизнес-конгломератов.
До настоящего времени, "в целях сохранения свободы мыслеизъявлений и многообразия мнений", стороннему предпринимателю запрещалось приобретать более 20% акций медийной компании. А согласно обновленному закону, "головная" компания может приобретать все 100%.
Подобное новшество вызвано планами скорого перехода на цифровое вещание, для осуществления которого необходимы большие средства. Учитывая ограниченность распространения региональных изданий и сравнительно узкий радиус местных теле- и радиовещаний, а также их небольшие материальные ресурсы, установка нового оборудования и переучивание персонала возможно лишь при финансовой поддержке крупных компаний - держателей акций.
При этом, опасаются многие обозреватели, эти новшества могут нивелировать "местный колорит" телевизионных и радиопередач, а также газетных статей, унифицировав поток новостей по присылаемому из центра шаблону. Они также указывают на опасность монополизации различных СМИ в руках немногих мультимиллиардеров, таких как Руперт Мердок.
Однако, авторы измененного закона уверены, что в нынешней ситуации, когда Интернет практически стирает границы между печатными изданиями, телевизионной "картинкой" и радиопередачами, подобная концентрация средств крайне необходима, чтобы не отстать от общемировых тенденций.