НЬЮ-ЙОРК, 22 дек - РИА Новости, Лариса Саенко. На Манхэттене состоялась премьера спектакля "За синей птицей" по мотивам Мориса Метерлинка, костюмы и сценографию к которой сделал российский мастер эпатажа и театрализованных импровизаций Андрей Бартенев.
Спектакль анонсируется как "волшебная классика на современный мотив" и открывает рождественский сезон.
"Чудо произошло. Спектакль состоялся, несмотря ни на что - даже на американские профсоюзы", - радостно резюмировал Бартенев после премьерного показа в театре Urban Stages на Вест-сайде.
На премьеру он пришел в черном френче и трогательном черном беретике на макушке с большим белым помпоном.
По признанию Бартенева, буйная фантазия костюмов на 60% была скорректирована американским профсоюзом актеров, отстаивающим стандарты безопасности и утилитарности театрального костюма.
Профсоюзы в США имеют реальный вес и спорить с ними - себе во вред, уяснил российский мастер перфоманса после регулярных бесед с профсоюзными активистами, зачастившими в театр. До 20 миллионов долларов убытка принесла в декабре забастовка рабочих театральной сцены на Бродвее, поддержанная отраслевым профсоюзом.
"Актерам не нравились мои костюмы - некоторые были сложны, громоздки, и, я согласен, не слишком удобны. Но с претензиями они почему-то обращались не ко мне, а к менеджеру и в местный профсоюз, перед которым мне регулярно приходилось держать ответ", - сказал Бартенев.
Нью-Йорк показал художнику, что европейская логика тут не срабатывает, даже когда речь идет о длине брюк. Впрочем, нельзя сказать, что театр тепло принимал Бартенева на родине - в России. Как-то его попросили сделать куклы и декорации для проекта, но пришли актеры, увидели готовую работу и сказали, что "с этим" играть не будут.
Костюмы Бартенева в спектакле действительно сложны, фееричны, многослойны. Чего стоит "шляпа-маска", изображающая классическую американскую индейку на блюде, в которую актеру приходится лишь просовывать лицо в вырезанное отверстие, а его обе руки удлинены едва ли ни на полметра за счет закрепленных к рукавам гигантских вилки с ножом. Куда смотрели профсоюзы?
"Однажды наша дискуссия по костюму накалилась настолько, что я просто взял ножницы, вырезал кусок платья и в сердцах надел на голову актрисе. К слову, это и стало последней версией костюма волшебницы", - удовлетворенно отмечает дизайнер.
Фея-ночь явно не слишком удобно себя чувствует в феноменальном наряде, состоящем из то ли крыльев, то ли еловых лапок, которые словно живут сами по себе, создавая своеобразное подобие многоруких индийских богов.
Декораций в белом кубе сцены практически нет - сказочный мир оживает за счет знаменитых видео-инсталляций Бартенева. "Видеоигра в стиле фэнтэзи" - окрестил сам Бартенев этот спектакль.
"Андрей гений, он все так тонко чувствует! Его видение сделало этот спектакль уникальным", - вздыхает основатель и худрук театра Фрэнсис Хилл.
Впрочем, она признается, что в труппе так считают не все.
Urban Stages - маленький уютный театр, один из сотен на Манхэттене, который живет за спонсорские взносы состоятельных любителей авангарда и просто благотворителей, поддерживающих имидж Нью-Йорка как театральной столицы мира.
Дизайнер-концептуалист признался, что едва ли когда-нибудь еще захочет поработать на Бродвее, сославшись на занятость и высокую востребованность в других частях света.
Бартенев имеет репутацию новатора, продолжая свои светодиодные эксперименты. Его "Электрические инопланетяне" из светодиодного волокна приобретены в коллекцию Московского музея современного искусства.