Предыдущую колонку неделю назад я завершил словами: «У меня предчувствие, что на следующей неделе, когда наступит развязка «Ликвидации», рейтинг сериала снова взлетит на недосягаемую высоту».
Предчувствие меня не обмануло. Интерес к сериалу, когда он вырулил на финишную прямую, снова взметнулся вверх, и, следовательно, разговор о природе его успеха, требует продолжения.
Успех действительно велик: более трети всех телезрителей на протяжении трех недель смотрели сериал про дела давно минувших дней. При всем при том триумф не безусловен. Кто-то безоговорочно полюбил «картину маслом», кто-то - с оговорками, а у кого-то она вызвала приступ раздражения.
В корпорации недовольных можно различить две категории людей. Одна - это ревнители и блюстители исторической достоверности. Им есть, что поставить в вину авторам. Профессиональный историк заметил, что на одном из зданий висит табличка «Одесское городское управление НКВД», тогда как в 1946 году, когда и происходят события, описанные в сериале, наркоматов уже не было, а были министерства. Это раз. Два: Жуков самолично не имел права уволить начальника разведки, поскольку эта должность находилась в ведении Москвы. Три: слишком много евреев в послевоенной Одессе, тогда как на деле, после немецко-румынской оккупации города их было ничтожно мало. Четыре: "завязавший" вор Фима не мог бы прожить и дня в бандитской Одессе, а он целых две серии болтается по городу. Пять: вблизи Одессы нет лесов, где бы могли прятаться фашистские недобитки. Шесть, семь, восемь, девять, десять: почему не показана роль партии в ликвидации бандитского подполья.
А я бы еще спросил у создателей сериала (кабы был ревнителем): почему у меня сложилось впечатление, будто Гоцман, занимающий высокую должность в городском МВД, не является членом коммунистической партии?
Все остальные претензии, вроде: галифе на Гоцмане слишком новенькое, фильм «Подвиг разведчика», снятый в 47-м году не мог идти в 46-м, звучащая в сериале песенка о двух сольди, была сочинена в 54-м, - мелкие придирки.
Профессиональные критики, по большей части, склонны раздваиваться в своих чувствах. Им с одной стороны очень нравится кино; они его смотрели на дисках, предоставленных режиссером, залпом и взахлеб до четырех утра, а с другой - согласны с историками и, кроме того, видят еще массу других недостатков. И это не так, и то не этак. Меньшов в роли Жукова ужасен. Гоцман списан с Жеглова. Сам сериал является римейком «Места встречи». Вся послевоенная Одесса воспринимается как бледная тень Одессы Бабеля. Говор Молдаванки утрирован. Образ бандита Чекана романтизирован. Тетя Песя окарикатурена. Ее сынок шаржирован до невозможности.
Похоже на то, как ребенок, разобравший заводную машинку на детали, не может понять, почему кучка железок с колесиками больше не катится, и, как она могла пять минут назад урчать и двигаться.
И у меня вопрос: как сериал с такой горой несуразностей, все-таки, захватил внимание огромной аудитории, в которой, тем не менее, немало искушенных профессионалов?
У меня есть и ответ, но его я дам чуть дальше. А сейчас, пока не забыл, скажу о самой интересной категории недовольных зрителей - об антисемитах.
Вот им особенно непросто. Они как зрители - вполне нормальные люди. И им должна быть интересна лихо закрученная занимательная история борьбы с бандитами в послевоенной Одессе. И им должен быть симпатичен главный герой, решительный, бесстрашный, дерзкий, справедливый до самозабвения и самоотречения и просто обаятельный мужчина. И вот какая обида - еврей. Это же для антисемита трагедия. Это для него все равно как полюбить еврейку. Да еще жениться на ней. И каждый день ненавидеть, любя. А вдобавок ко всему, Давид Гоцман умнее (так получилось по фильму) маршала Жукова, красы и гордости русской истории.
Самое же огорчительное для отечественных юдофобов то, чего пока они не понимают во всем объеме, но о чем, думаю, догадываются на подсознательном уровне - одесский еврей Давид Маркович Гоцман отныне и навсегда стал национальным героем России. Притом, мифологическим. В ряду комдива Чапаева, полковника Исаева и мента Глеба Жеглова. А с этой гвардией не поспоришь и не повоюешь.
В новейшей истории России и российского кино «Ликвидация», пожалуй, первый случай успешного художественного мифотворчества.
Кстати, именно потому, что перед нами кинематографическое создание, одетое в броню мифа, почти все нападки по части исторической недостоверности отскакивают от него, как горох от стенки.
Мы, порой отчаянно ревнуя художественных персонажей к историческим прототипам и художественные реалии - к историческому материалу, никак не можем согласиться с тем, что прошлое здесь не цель, а средство.
Это ведь как экранизация классики. В иных случаях кинематографист решает чисто просветительскую задачу и тогда идет след в след за первоисточником. А в других - прибегает к литературному оригиналу как к своего рода оптическому прибору. В последнем случае, в титрах, предваряющих фильм, возникает строчка «По мотивам...».
«Ликвидация» - сериал «по мотивам» реальных событий, случившихся, сразу после войны в освобожденной Одессе. Такой способ экранизации истории - довольно распространенная практика как в отечественном, так и в мировом кинематографе.
По отношению к «Неуловимым мстителям» ни у кого вопросов не возникало и не возникает на предмет их документальной основательности. Потому что там жанр сразу все поставил на место, и зритель с первых кадров понял, что перед ним не быль, а небылица, то есть легенда.
В отношении к «Семнадцати мгновениям» все оказалось несколько сложнее. Авторы работали в пограничной зоне. Они балансировали на грани исторической фантастики. Потому у современников и были вопросы по части достоверности представленных на экране фактов. Создатели героической штирлициады не посмели громко сказать, что сотворили миф «по мотивам» некоторых обстоятельств Великой Отечественной войны; они предпочли ввести в сюжет хроникальные кадры победного наступления советских войск, чем еще больше, что называется, «подставились» под огонь критики со стороны «ревнителей».
В сущности, работа в пограничной зоне чревата нечаянными осложнениями.
В последних четырех сериях «Ликвидации» детективная интрига натянулась как тетива лука. На первый план вышел «академик» - майор Кречетов со своим амбициозным планом свалить маршала Победы Жукова. А подполковник Гоцман в предпоследней серии ушел в тень в сугубо конспиративных целях.
Внешняя цепь событий напряглась, а внутренний нерв сюжета всего сериала резко ослаб. Можно сказать, обесточился. Потому, что ушла тема противостояния юридического права и нерассуждающей справедливости (Гоцмана и Жукова). Или если остаться в рамках говорухинского фильма - Шарапова и Жеглова.
Нет, разумеется, по логике приключенческого жанра, все правильно. Ближе к финишу нужен был выход на персональное противоборство героя и злодея - так во всех блокбастерах делается. Потому и была придумана эта история с ловушкой для вражеского подполья: гарнизон покидает Одессу, которую захватывают катакомбные партизаны.
Вот этот мотив оказался чересчур вольным даже для такой исторической фантазии, как «Ликвидация». И именно потому, что ее авторы работали в пограничной зоне между мифом и былью. Но, может быть, со временем, когда все реалии Отечественной войны, обретут статус легендарных преданий, наподобие того, что произошло с Отечественной войной 1812 года, и этот мотив не покажется таким уж фантастическим.
Правда, не исключено, что к тому времени право и справедливость уже не будут находиться в столь напряженных отношениях, как это нам приходится видеть сегодня.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции