Игорь Томберг, к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН для РИА Новости
Свой первый рабочий день в качестве официально выдвинутого кандидата в президенты России первый вице-премьер, глава совета директоров Газпрома Дмитрий Медведев практически полностью провел в главном офисе Газпрома.
18 декабря 2007 года вместе с вице-канцлером, министром иностранных дел Германии Франком Вальтером Штайнмайером он торжественно запустил в промышленную эксплуатацию Южно-Русское газоконденсатное месторождение, расположенное в Западной Сибири, за 3,5 тысячи км от столицы. После чего Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и глава немецкой корпорации BASF Юрген Хамбрехт подписали сертификат о закрытии сделки по обмену активами в рамках проекта освоения месторождения. Кроме того, Газпром вплотную подошел к окончанию переговоров об обмене активами с другим немецким энергетическим гигантом - E.ON.
Событие получилось не столько экономическим, сколько политическим. Во всяком случае, очень похоже, что именно на улице Наметкина главный кандидат в президенты начал свою избирательную кампанию. Выбор повода - серьезное продвижение в деле интеграции российского и европейского энергетических комплексов - является явным сигналом Западу. Формат запуска Южно-Русского месторождения продемонстрировал новые принципы Москвы в отношениях с зарубежными партнерами. Газпром реализовал первую крупную сделку с Европой, предусматривающую допуск немецких компаний к добыче газа в России в обмен на передачу российскому холдингу европейских энергетических активов. Впредь Россия готова допускать западные энергетические корпорации к своим месторождениям на паритетной основе, в обмен на допуск российских компаний к европейским активам, в т.ч. в сфере транспортировки, хранения и распределения углеводородов. Есть и общеполитический контекст: преемник Владимира Путина демонстрирует стремление расширять сотрудничество на взаимной основе.
Южно-Русское месторождение должно стать основной сырьевой базой для строящегося по дну Балтийского моря из России в Германию газопровода Nord Stream. О значении этого проекта для обеих сторон говорит тот факт, что символическую кнопку нажимали чиновники самого высокого ранга.
Нет сомнения, что сигнал будет принят. Уже накануне церемонии запуска месторождения Берлин скорректировал свою публичную позицию относительно политических процессов внутри России. Если после выборов в Госдуму РФ представитель аппарата федерального канцлера Томас Штег раскритиковал ход выборов и назвал Россию недемократичной страной, то накануне визита в офис Газпрома министр Франк-Вальтер Штайнмайер публично дистанцировался от критики. «Германия должна развивать плодотворные отношения с Россией, - заявил он в интервью Frankfurter Allgemeine, - подобная точка зрения не нуждается в сертификатах о качестве реформ российского правительства». Таким образом, немцы продемонстрировали, что, когда дело касается их экономических интересов, политика уходит на задний план. Здесь они не оригинальны. Итальянские Eni и Enel также получили доступ к российским энергетическим активам, французской Total доверено участие в освоении Штокмановского месторождения. Взамен Газпром был допущен к распределительным энергосетям этих стран, а французские и итальянские чиновники всячески воздерживаются от критики политических процессов в России и явно не склонны поддерживать политические инсинуации насчет «угрозы зависимости Европы от Газпрома».
Вполне очевидно, что в большинстве СМИ, особенно западных, уделяют именно политическому измерению этой сделки основное внимание. Хотя вряд ли стоит недооценивать экономических и коммерческих параметров события.
Сырьевая база Nord Stream очень перспективна с точки зрения запасов углеводородов. Запасы Южно-Русского месторождения составляют: газ по категории АВС1 - 825,2 млрд. кубометров, по категории С2 - 208, 9 млрд. кубометров, нефть - 5,7 млн. тонн. В четвертом квартале на месторождении планируется добыть 1,4 млрд. кубометров газа. На проектную мощность - 25 млрд. кубометров газа - месторождение планируется вывести в 2009 году.
На сегодняшний день инвестировано 850 млн. евро, общий объем вложений зампред правления Газпрома Александр Медведев оценил в 2 млрд. евро., а долю экономического участия германского BASF на всем протяжении реализации проекта будет составлять 35%.
После вывода добычи на проектную мощность партнеры смогут получить от продажи газа уже в 2009 году $4,3-4,7 млрд., а по некоторым оценкам, и $6 млрд.
В таком случае BASF будет получать в рамках проекта $2,1 млрд. в год, E.On в случае вхождения в альянс - $1,5 млрд., Газпром - $2,4 млрд. выручки при сохранении полного контроля над лицензией. Кроме того, Южно-Русское месторождение может позволить Газпрому поднять рост добычи с нынешних 0-1% в год до 4%. Впрочем, в BASF и Газпроме считают подсчет доходов преждевременным - сначала партнеры должны официально разделить затраты по проекту.
По соглашению между Газпромом и BASF предусматривается увеличение доли Газпрома в Wingas GmbH (газовый трейдер в ЕС) до 50% минус одна акция. Монополия также получила 49% в Wintershall AG (владеет правом на добычу в рамках концессионных соглашений в Ливии). Wingas принадлежит сеть магистральных газопроводов длиной свыше 2 тыс. км. В 2006 году сбыт природного газа компанией Wingas достиг рекордного уровня и составил 23,2 млрд. куб. м. ОАО "Газпром" в партнерстве с немецкой компанией Wingas GmbH планирует увеличить мощности совместных подземных хранилищ газа (ПХГ) до 8 млрд. куб. м.
BASF получил 25% минус одна обыкновенная акция в ОАО «Севернефтегазпром» (владеет лицензией на разработку Южно-Русского) и одну привилегированную акцию без права голоса, которая эквивалентна 10% участия в проекте. То есть BASF сможет поставить на свой баланс около 35% запасов Южно-Русского, что существенно поднимет капитализацию.
Е.ОN определила список активов, которые получит российская сторона в обмен на ее участие в Южно-Русском месторождении. Эти активы представляют собой несколько электростанций в различных странах Западной и Центральной Европы, а также подземные газохранилища. Как пояснил официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов, E.ON может претендовать на долю в добыче месторождения в размере пропорциональном 25% минус одна акция в уставном капитале «Севернефтегазпрома».
После церемонии в Газпроме вице-канцлер и министр иностранных дел ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер был принят в Кремле президентом Путиным. Последний, отмечая важность запуска Южно-Русского месторождения для отношений России и Германии, выразил мнение, что «это и нефть, и газ, это необходимый запас прочности для европейской и, прежде всего, германской экономики».
Действительно, дополнительные 25 млрд. куб. м газа для наращивающей потребление Европы - ощутимый добавок, вполне сопоставимый с возможностями экспорта всей Центральной Азии, например, по поводу чего Брюссель ведет столь интенсивную политическую игру.
Российский президент также расшифровал политическое значение события с точки зрения перспектив российско-европейского диалога. «Дело не в объемах, которые будут поставляться с этого месторождения, дело в качестве отношений между партнерами. Обмен активами и повышение доверия друг к другу - это как раз то направление в развитии сотрудничества в сфере энергетики, которого так добиваются и на которое в целом при учете интересов друг друга готова и российская сторона».