Мария Аппакова, политический обозреватель.
В Париже состоялась международная конференция стран-доноров в поддержку Палестины. Обещанная сумма превзошла ожидания почти на два миллиарда долларов (вместо 5,6 миллиардов планируют перечислить 7,4). Из них Франция выделит 200 миллионов евро, США - около 550 миллионов долларов, Россия - 10 миллионов. В общем, будущее Палестинское государство обеспечено на три года вперед. Осталось только это государство создать. На данном этапе главное препятствие - отнюдь не противоречия между израильтянами и палестинцами, а внутрипалестинские разногласия. Донорская помощь может лишь усугубить ситуацию.
Платежи рассчитаны на три года. Это ровно тот срок, в течение которого будет проводиться программа экономических реформ, представленная в Париже палестинским премьером Саламом Файадом.
Парижская конференция войдет в историю палестино-израильского урегулирования не только благодаря обещанному финансированию. Впервые за два с половиной года подобное мероприятие прошло на министерском уровне и при широком международном участии: в Париж приехали около 90 делегаций. В том числе представители Израиля - впервые с начала интифады в 2000 году. Как правило, израильтяне на все приглашения принять участие в обсуждении вопросов экономического содействия Палестине отвечали: «Нас это не касается». В таких условиях обсуждение становилось бессмысленным: ведь ни перечисление финансовых средств, ни оказание гуманитарной помощи, ни тем более реализация экономических проектов невозможны без согласия и содействия Израиля.
Приезд израильтян в Париж отнюдь не означает кардинальных изменений их позиции. Как заявила глава МИД Израиля Ципи Ливни, «палестинское благополучие, экономическое развитие и израильская безопасность - факторы взаимозависимые». То есть сначала гарантии безопасности Израилю, а уж потом израильтяне готовы не мешать развитию Палестины. Тем не менее, сам факт, что израильтяне приехали и продемонстрировали готовность к диалогу - уже шаг вперед.
Такой настрой на компромисс появился в результате ноябрьской международной встречи в Аннаполисе (США), разморозившей процесс палестино-израильского урегулирования после семилетнего перерыва. Там же было решено «приложить максимум усилий для создания Палестинского государства к концу 2008 года». Решения, принятые в Париже, по идее должны стать финансовой опорой для реализации этих планов.
Картина могла бы выглядеть идеалистически, если бы не одно «но». Речь о позиции Исламского движения сопротивления (ХАМАС), которое после захвата власти в секторе Газа в июне этого года разорвало отношения с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Сектор Газа оказался в изоляции, ситуация там на грани гуманитарной катастрофы.
Планы экономических реформ, под которые международное сообщество выделяет деньги, подразумевают в том числе финансирование сектора Газа. Но без достижения согласия между палестинцами это невозможно. И весьма сомнительно, что обещанные суммы будут способствовать их примирению. Администрация Аббаса не намерена упускать финансовые потоки, а значит и власть, из своих рук. Да и Запад, который отказывается от диалога с ХАМАС, не допустит, чтобы деньги попали в руки исламистов. Напомним, после победы ХАМАС на парламентских выборах в январе 2006-го, США и Европа заморозили помощь палестинцам. Запад был готов говорить только с Аббасом. Это не способствовало поиску взаимопонимания между палестинцами и только усугубляло политические разногласия. Как итог - окончательный раскол и изоляция сектора Газа.
Сейчас ситуация повторяется, но еще в больших масштабах. Неслучайно лидеры ХАМАС заявили, что Парижская конференция - не что иное как «попытка задушить палестинское сопротивление». «Финансовая помощь в обмен на безопасность Израиля означает подавление палестинского сопротивления, попытку навязать евро-американскую программу контроля над палестинским руководством», - утверждают исламисты.
Однако они явно лукавят, причина их недовольства в другом. ХАМАС понимает, что донорская помощь добавляет веса политическим оппонентам и постепенно лишает движение возможности диктовать свои условия в процессе межпалестинского урегулирования. Да и самого процесса может не быть. Слишком высока цена компромисса, слишком многого может потребовать от исламистов Аббас. Ведь он прекрасно знает: помощь выделена под определенные условия, среди которых диалог с Израилем и обеспечение его безопасности. ХАМАС на такие уступки не пойдет.
Неслучайно российский министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая в Париже, обратил внимание именно на ситуацию в секторе Газа. Он считает, что помощь палестинцам «должна иметь недискриминационную основу». Т.е. касаться всей палестинской территории. Однако как это сделать в условиях межпалестинских разногласий, никто не знает. Равно как никто не знает, как можно создать Палестинское государство без сектора Газа. Видимо, международное сообщество надеется, что пока идут разговоры о мире, ситуация изменится сама собой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции