Иван Захарченко, международный обозреватель РИА Новости.
МОСКВА, 18 дек - РИА Новости. Южной Корее 19 декабря предстоит выбрать нового президента, от которого на ближайшие пять лет будет зависеть не только будущее этой страны, но и развитие ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом. Определять его будут либо сторонники свобод и либерализма, находившиеся последние десять лет у власти, либо расчетливые и предприимчивые консерваторы из сферы бизнеса.
В каждый избирательный бюллетень, напоминающий по виду счет из ресторана, внесены десять кандидатов на высший государственный пост Республики Корея, но основная борьба развернулась между двумя фигурами - бывшим лидером правящей партии "Уридан" Чон Дон Еном (Uri Party - Chung Dong-young) и крупным бизнесменом, бывшим мэром Сеула Ли Мен Баком (Lee Myung-bak).
По южнокорейской конституции, нынешний президент Но Му Хен (Roh Moo-hyun), как и любой другой глава государства, не может быть переизбран на второй срок. Последние пять лет он успешно продолжал политику сближения с КНДР своего предшественника, лауреата Нобелевской премии мира Ким Дэ Чжуна (Kim Dae-jung), но подвергался критике внутри страны за подорожание стоимости жилья, рост безработицы и увеличение пропасти между бедными и богатыми.
Опросы общественного мнения, проводившиеся перед выборами социологами и журналистами, показали, что Ли Мен Бак, бывший глава строительной компании корпорации "Хендэ" (Hyundai Сonstruction), значительно опережает по популярности, набирая в два раза больше очков, своего либерального соперника Чон Дон Ена, который начинал свою карьеру в качестве тележурналиста в эпоху борьбы против военной диктатуры.
Причем, по сообщениям южнокорейской печати, больше всего среди сторонников Ли Мен Бака оказалось молодежи от 20 до 30 лет. Такой настрой в обществе показал явную смену за последнее десятилетие целого поколения в Южной Корее - на место бывших диссидентов, противников вражды с КНДР и интеллигенции, некогда задыхавшейся от диктатуры, но в конце концов получившей власть в свои руки, теперь пришли молодые люди, выросшие в новых условиях, и их в большей степени волнуют проблемы уже материального плана. Да и людям старшего поколения не в меньшей степени нужна экономическая стабильность, и думы о своем благосостоянии заботят их сильнее, чем, скажем, свобода слова.
Экономические реформы обещают проводить оба главных кандидата в президенты Южной Кореи, обещая облегчить условия для мелкого и среднего бизнеса, создать новые рабочие места, сократить налоги. Но одно дело обещание политика, а другое дело - бизнесмена, который в бытность градоначальника Сеула в 2002-2006 годах буквально преобразил облик города. Один из плодов его деятельности на этом посту стало появление в загазованном центре южнокорейской столицы искусственной прозрачной речки, ступенчатые берега которой стали излюбленным местом для прогулок.
Сам Ли Мен Бак, представляющий главную оппозиционную "Партию Великой страны" (Grand National Party), держится весьма уверенно. Даже несмотря на скандал, разразившийся в преддверии выборов. Дело в том, что прокуратура проверяет подозрения в участии перспективного кандидата в финансовых махинациях. Они возникли на основе утверждений неожиданно депортированного из США видного бизнесмена корейского происхождения о том, что Ли Мен Бак якобы владел компанией, через которую в 2001 году были похищено около 42 миллионов долларов.
Любопытно, что это обстоятельство почти не повлияло на его популярность, и как бывало и в прошлом, негатив может оказаться кандидату лишь на руку. Достаточно вспомнить, предвыборную кампанию 1992 года, когда в крупном взяточничестве был обвинен сын тогдашнего кандидата в президенты Ким Ен Сама (Kim Yong-sam). При этом Ким Ен Сам победил и стал президентом.
Десять лет спустя, во время предвыборной гонки 2002 года, всего за один день до выборов от коалиции с тогдашним кандидатом Но Му Хеном откололся один из его сторонников. Однако Но Му Хен, получивший, казалось бы, сокрушительный удар, все-таки победил.
Нынешние выборы покажут, насколько реально негативная информация и скандалы в Южной Корее влияют на позиции претендентов на высший государственный пост.
Рекламные баннеры Ли Мен Бака на интернет-сайтах уже изображают его в качестве куклы-неваляшки, которому все нипочем, и он обещает стране процветание.
Вместе с тем некоторые аналитики в Южной Корее опасаются, что возможная победа Ли Мен Бака весьма продолжительное время, во всяком случае до вступления в должность 25 февраля 2008 года, будет сопровождаться скандалами вокруг того, подтвердятся или нет его обвинения в экономических преступлениях.
Судя по сообщениям южнокорейских местных газет, публикующих мнения разных людей на происходящее, избиратели, предпочитающие Ли Мен Бака рассуждают так: пусть даже президент будет нечист на руку, главное, чтобы жизнь стала лучше. А этот кандидат, в частности, обещает свести к минимуму налог на недвижимость для семей, которые владеют только одной жилплощадью, помогать мелким и средним предпринимателям и не мешать крупному бизнесу.
Что касается отношений с КНДР, которые могут значительно влиять на решение ядерной проблемы и стабильность на Корейском полуострове, то результаты выборов могут принести тут изменения, хотя каких-то драматических перемен опасаться пока не стоит. Нынешний президент Но Му Хен сделал максимум для того, чтобы вовлечь бизнес в крупные проекты на севере полуострова, соединил железные и автомобильные дороги, сделал контакты между официальными и общественными деятелями двух корейских государств обычным делом.
Свернуть эти начинания полностью вряд ли будет выгодно, если к власти придет пусть консервативный, но прагматичный лидер. Да и КНДР, видимо, не настроена на конфронтацию. На это указывает отсутствие в последнее время критики в адрес Ли Мен Бака в северокорейской печати, чего не сказать о еще более консервативном политике - независимом кандидате Ли Хве Чхане (Lee Hoi-chang). Но его шансы на победу невелики, а с Ли Мен Баком северокорейскому руководству, как может оказаться, еще предстоит иметь дело.
Наблюдатели полагают, что политику сближения с КНДР может заменить курс на неспешное прагматическое сотрудничество и увязывание экономической помощи с политическими требованиями, касающимися прежде всего ядерной проблемы. Она обострилась после проведения в октябре 2006 года ядерного испытания Северной Кореи, но подстегнула ведущийся уже более четырех лет диалог "шестерки" с участием дипломатов России, США, Китая, двух корейских государств и Японии.
Выработанный ими механизм свертывания ядерной программы, хотя с некоторым промедлением, еще действует, и пока стороны выполняют свои обещания, он будет работать и впредь.
Правда, в случае ухудшения межкорейских отношений может осложниться выполнение одного из элементов "шестерки" - перспективы созыва встречи непосредственных участников Корейской войны 1950-1953 годов, то есть США, КНДР, Южной Кореи и Китая, для подписания договора о мире вместо нынешнего соглашения о перемирии. А это будет зависеть еще и от того, как поведут себя в дальнейшем американцы, которые до сих пор отказывались даже обсуждать возможность заключения мирного договора. Что же касается Пхеньяна, то отказаться от ядерного оружия он будет готов только тогда, когда перестанет ощущать угрозу для своей безопасности.