Мария Аппакова, политический обозреватель.
Вооруженные силы Великобритании передали иракским властям полномочия по обеспечению безопасности в провинции Басра. Церемония состоялась в воскресенье, 16 декабря. Возращение контроля над югом страны имеет для иракцев символическое значение и может стать началом нового периода в современной истории страны.
В 2003 году в военной кампании в Ираке приняли участие в общей сложности 45 тысяч британских военных, сегодня их в Басре около пяти тысяч, а к весне 2008-го останется в два раза меньше. Отныне их задача - оказывать содействие в подготовке иракских сил безопасности. В боевых операциях британцы будут участвовать только в крайних случаях и лишь по просьбе иракцев.
Планируют сокращение воинского контингента к середине 2008 года и американцы. Когда это произойдет и в каких масштабах, предположить сложно. Однако то, как будут развиваться события на юге Ирака после ухода британцев, во многом определит планы Вашингтона.
Уход британцев - отнюдь не победа, но и не «бегство с поля боя», как поспешил охарактеризовать произошедшее один из лидеров «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири. Хотя террористы сделали все, чтобы все так и выглядело. Как только Лондон объявил о своих намерениях, поданные Ее Величества, расквартированные в Ираке, тут же стали мишенью боевиков. С апреля по июль этого года погибли 13 британских солдат и офицеров - при том, что с начала военной кампании в 2003 году общее число жертв составило 134 человека. За несколько часов до объявления даты прощальной церемонии в Басре взрывы прогремели в соседней провинции Майсан: погибли 40 человек, более ста получили ранения. Британские военные передали власть в Майсане местным службам безопасности в августе. Вывод контингента из других провинций также сопровождался активизацией террористов. Не исключен такой поворот событий и в Басре.
До сих пор иностранные военные хоть и были раздражающим фактором для иракцев, все же придавали определенный вес центральному руководству, представляя его интересы в том или ином регионе. После их ухода неизвестно, кто придет к власти в результате очередного конфликта интересов. Повод для таких конфликтов и столкновений возникает постоянно. Неслучайно в последнее время Вашингтон все настойчивее требует от иракцев искать компромисс в разграничении полномочий между центром и местными властями в самых разных сферах - от безопасности до нефти. Успехи пока минимальны.
Тем не менее, Лондон решился передать полномочия местным властям. «Идеальных условий все равно не будет», - говорят британские генералы. И они правы. В любом случае в Басре спокойнее, чем в других провинциях. А те проблемы, которые остались, британцам все равно не решить.
Относительное спокойствие связано прежде всего с тем, что на юге живет преимущественно шиитское население и здесь удалось избежать кровавых межконфессиональных столкновений. Но за власть боролись и продолжают бороться различные шиитские партии, каждая из которых не намерена сдавать позиции. У них есть вооруженные отряды, они контролируют ситуацию в городах, вводят там свои порядки. Так, к примеру, еще до ухода британцев иракская полиция не могла остановить убийства женщин, которые, с точки зрения боевиков, нарушали нормы шариата. А значит, присутствие иностранных военных небесполезно.
Какой баланс сложится без них? Скорее всего, события в Басре станут показательными для страны. Из всех провинций, контроль над которыми иностранные военные передали иракцам, она занимает наиболее важное стратегическое значение. Это сердце будущего экономического возрождения Ирака, один из крупнейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов, а город Басра - второй по величине после Багдада. Здесь на реке Шатт-эль-Араб расположен порт, который принимает морские суда, приходящие из Персидского залива. Неслучайно в Басре заинтересованы многие зарубежные компании.
И именно здесь станет очевидно, как столкнутся интересы различных группировок, и смогут ли власти обойтись без иностранных военных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции