День энергетика в России
День энергетика отмечался в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года в день открытия 22 декабря 1920 года VIII Всероссийского съезда Советов, утвердившего Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО); указом Президиума ВС СССР от 1 ноября 1988 года отмечается в третье воскресенье декабря, но сами энергетики в последние годы традиционно отмечают свой профессиональный праздник 22 декабря. Принятие плана ГОЭЛРО явилось началом электрификации России. План ГОЭЛРО был рассчитан на 10-15 лет и предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации (строительство крупных предприятий, сооружение 30 районных электростанций, в том числе десяти ГЭС, общей мощностью 1,75 миллиона киловатт и годовой выработкой 8,8 миллиарда киловатт. План был в основном выполнен к 1931 году.
В настоящее время общая установленная мощность электростанций составляет около 215 миллионов киловатт. В установленных мощностях доля тепловых электростанций составляет около 70 процентов, доля гидроэлектростанций - свыше 20 процентов и атомных станций - 10 процентов. В масштабах страны электроэнергетические системы объединены в Единую энергетическую систему. ЕЭС России и после распада СССР осталась крупнейшим в мире объединением (второе место после США), включающим 72 региональные системы, в составе которых работают 700 станций суммарной мощностью 205 миллионов киловатт. Российское акционерное общество «Единая энергетическая система России» - РАО «ЕЭС России», созданное в 1992 году, является главным координатором поставки тепла и электроэнергии в стране. Компания обеспечивает надежное функционирование и развитие ЕЭС РФ.
Сегодня компании холдинга обеспечивают 70 процентов выработки электроэнергии и около трети отпуска тепла в России, контролируют 72 процента генерирующих мощностей и 96 процентов общей протяженности магистральных линий электропередачи страны. Контрольный пакет акций принадлежит государству. Преимущественное участие РАО ЕЭС в организациях электроэнергетики позволяет проводить единую экономическую политику.
160 лет назад (1847) родился Ганс Гросс, австрийский ученый, родоначальник научной криминалистики, один из создателей судебной психологии
Ганс Гросс родился в австрийском городе Граце 16 декабря 1847 года. В 22 года начал работать судебным следователем в промышленном районе Верхнего Штайермарка. Проработав около 20 лет, Гросс пришел к мысли о необходимости создания самостоятельной науки - криминалистики, без которой невозможно правильное расследование преступлений. Увлеченно изучая всю доступную ему литературу, он пришел к выводу, что едва ли существует такое техническое или естественнонаучное достижение, которое нельзя было бы использовать при раскрытии преступлений. Для этого Гросс рассматривал основы химии и физики, фотографии и микроскопии, ботаники и зоологии. В результате этих исследований и попыток внедрения их в практику расследования преступлений Гроссу удалось сформулировать ряд важных теоретических положений, объединенных им под названием «система криминалистики».
В 1892 году вышло в свет первое издание книги Ганса Гросса «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции». В 1898 году эта книга была им переиздана под названием «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». В России с трудами Гросса ознакомились в 1895-1897 годах, когда в русском переводе книга увидела свет в Смоленске. В 1908 году в Санкт-Петербурге вышел полный перевод четвертого немецкого издания этой книги под измененным автором названием «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». В дальнейшем Гроссом была издана и еще одна замечательная монография «Криминальная психология» (1905). В Граце он создал первый в мире музей криминалистики. Умер Ганс Гросс 9 декабря 1915 года.
75 лет назад родился Родион Константинович Щедрин (1932), композитор, народный артист СССР
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье профессиональных музыкантов. В 1955 году, после обучения в Московском хоровом училище (ныне имени А.В.Свешникова), окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А.Шапорина и фортепиано Я.В.Флиэра. В 1965-1969 годах преподавал в консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов. Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе и как пианист. Щедрин очень рано завоевал известность, его балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», опера «Не только любовь» были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидели свет балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», опера «Мертвые души». Главные партии в ряде балетов написаны для супруги Щедрина Майи Плисецкой. В 1960-е годы большим успехом пользовались такие его сочинения, как основанные на фольклорном материале концерт для оркестра «Озорные частушки», «Поэтория» для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А.Вознесенского. В 1965 году Щедрин завершает Вторую симфонию, написанную в форме 25 прелюдий для оркестра. Это сочинение навеяно образами минувшей войны, с эпиграфом из гражданских стихов А.Твардовского. Через год Щедрин сочиняет Второй фортепианный концерт. В нем проявляется новое свойство музыки композитора: особенная, присущая только Щедрину, четкость и графичность.
Прозрачность и графичность станут основными приемами и в блистательной обработке «Кармен» для струнных и ударных, сделанной Щедриным в 1967 году. Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа (в том числе связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства). В 1993 году им написана опера «Лолита» по В.В.Набокову. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный». Мировая пресса называет Родиона Щедрина «одним из самых значительных русских композиторов последнего полувека», а его произведения - самыми исполняемыми («Кармен-сюиту» играют в мире каждый день). 4 декабря 2007 года Президент России В.Путин своим Указом наградил Родиона Константиновича Щедрина орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
76 лет назад (1931) на основе студии при Главискусстве Наркомпроса РСФСР организован профессиональный цыганский театр «Ромэн»
Единственный в мире цыганский театр «Ромэн» был создан в Москве 24 января 1931 года как театр-студия «Индо-ромэн» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. У истоков его создания стояли А.Луначарский, А.Андреева, А.Германо, Г.Лебедев, И.Ром-Лебедев, М.Гольдблат (художественный руководитель театра до 1936 года), почетным членом организационной группы был В.Мейерхольд. Первый публичный спектакль театра-студии состоялся 31 апреля 1931 года. С 16 декабря 1931 года «Ромэн» стал профессиональным театром.
Первые спектакли театра были в основном о цыганах, пропагандировали переход к оседлой трудовой жизни. Позже появились постановки по произведениям отечественной и зарубежной литературы: «Кармен» по П.Мериме, «Цыганы» по А.Пушкину. С 1940 года спектакли в театре идут на русском языке, что расширило его связи со зрителями. Неоценимым для развития театра был контакт с МХАТ, чьи признанные мастера прививали цыганским артистам (в ту пору фактически не имевшим специального образования) навыки русского психологического театра. В 1937-1941 годах труппу возглавлял актер МХАТ народный артист СССР М.Яншин, поставивший спектакли «Кровавая свадьба», «Чудесная башмачница» Ф.Г.Лорки, «Макар Чудра» по М.Горькому и др. В 1941-1957 годах театром руководил П.Саратовский, с 1958 по 1977 год - С.Баркан и М.Сидоркин. В этот период были поставлены спектакли «Цыганка Аза» М.Старицкого, «Горячая кровь» И.Хрусталева, «Грушенька» И.Штока, «Мы - цыгане» И. Ром-Лебедева, Н.Сличенко. В разное время в театре работали такие известные режиссеры, актеры, балетмейстеры, как М.Гольдблат, Г.Жемчужный, О.Хабалов, П.Бобров, И.Хрусталев, С.Вербицкий, H.Сличенко, Т.Агамирова, Е.Жемчужная, А.Кононова, И. Морозова, H.Сергиенко, И.Тарасова, И.Тимофеев, И.Туманский, H.Шишков, Я.Яковлева, Л.Ярошенко.
Если в прошлом артисты приходили в театр зачастую прямо из табора и обычно не имели даже общего школьного образования, то сегодня молодые актеры имеют и общее, и профессиональное образование, многие закончили ГИТИС. В октябре 1978 года на базе Московского музыкального училища им.Гнесиных была создана специальная студия. В 1981 году театр был награжден орденом Дружбы Народов. С 1977 года главный режиссер театра, а с 1991 года - художественный руководитель - народный артист СССР, лауреат Государственной премии Николай Сличенко.
14 лет назад (1993) умер Иван Семенович Козловский, певец (лирический тенор), народный артист СССР
Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в селе Марьяновка (Киевская губерния) в крестьянской семье. Закончил Киевскую учительскую семинарию, а затем там же в 1919 году - музыкально-драматический техникум. В 1916-1926 годах пел в передвижных оперных труппах, в частности, в Полтаве и Харькове; в 1925 году - солист Свердловского театра. В 1926 году был принят в труппу московского Большого театра, солистом которого являлся до 1954 года.
Голос Козловского - высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра; обладая счастливой внешностью, певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. В репертуаре Козловского насчитывалось около 50 оперных партий, в их числе Альфред в «Травиате» Верди, Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Исполнял он также партии западного репертуара, среди которых - Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини, Герцог в «Риголетто» Верди.
С 1919 года и до последних лет жизни Козловский много выступал в концертах, преимущественно с русскими старинными романсами, русскими и украинскими народными песнями, камерной лирикой русских композиторов (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов). В 1938-1941 годах был организатором и художественным руководителем Государственного ансамбля оперы в Москве, с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении. В 1984 году снялся в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь». Умер Иван Семенович Козловский 16 декабря 1993 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.