Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
У художников есть такое понятие как перспектива сокращения. Если вы, например, изображаете рельсовый путь, то по мере отдаления два луча сходятся все ближе и ближе, пока не превращаются у воображаемого горизонта в точку. Однако творцы российской космонавтики в лице Роскосмоса предпочли приблизить отдаленную перспективу к настоящему моменту, разработав программу развития отрасли аж до 2040 г. Причем, согласно высказываниям руководителя этой организации Анатолия Перминова, например, в прошедшем августе, долгосрочные планы связаны исключительно с покорением Луны и Марса. Означенная программа подлежат рассмотрению на Совете безопасности страны уже в начале будущего года. Все серьезно, одним словом.
Трудно сказать, какие выводы сделает Совет. Нам же остается только предаться некоторым размышлениям общего порядка.
Мысль первая. Если верить всему предыдущему опыту человечества, то любое строительство следует начинать с фундамента, а никак не с крыши. Иначе последняя, подчиняясь закону всемирного тяготения, с завидным ускорением превратится в пол, придавив зодчих и покорежив все вокруг.
Если есть желание предметно загадывать на тридцать с лишним лет вперед, задействуя при этом весомый государственный потенциал, то следует понимать, что фундамент с полом, во всяком случае, уложен. Однако сегодня, мягко говоря, нет ясности по ключевым направлениям космического строительства, которые прописаны в принятой Федеральной космической программе (ФКП) на 206-2015 годы. Все еще буксует и создание давно обещанной транспортной космической системы. Точнее, совершенно непонятно, кто, как и когда собирается эту программу реализовывать. В многочисленных сообщениях СМИ говорится о потенциальных зарубежных партнерах, однако, кто именно возьмется за это,- до сих пор неясно.
Как и не проясняется год за годом вопрос (также зарифмованный в ФКП) о перспективном космическом корабле, который уже добрый десяток лет как должен был сменить легендарный «Союз». Мы знаем, что в корпорации «Энергия» имеется теперь целых шесть проектов пилотируемого корабля, два из которых без указания конкретных сроков представят на суд Роскосмоса, который, в свою очередь, организует новый конкурс на разработку и производство. Будем надеяться, что в этот раз создание корабля не ограничится конкурсными мероприятиями, а перейдет в практическую плоскость. Тем не менее, пока новый корабль - всего лишь планы.
Говоря о фундаменте и стенах нового космического здания, розовые очертания которого рисует воображение его замысливших, просто невозможно обойти недавнее высказывание первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова об этих самых фундаментах и прочих подпорках. Честно говоря, становится как-то не по себе от того, как неоспоримо точно суть заявления первого вице выражает то, что видят и понимают многие.
«Научно-технический задел, созданный еще в 80-е годы прошлого века, уже исчерпан... Отечественная промышленность практически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов...»,- говорил Сергей Иванов, выступая в последнюю декаду ноября на выездном заседании Военно-промышленной комиссии. Он также сетовал на то, что ряд спутниковых систем обеспечения укомплектованы только на 20- 25%. Как после такой характеристики «существа момента» грезить о далеком, а не позаботиться о дне сегодняшнем, думаю, знают в Роскосмосе, и надеюсь, расскажут в начале следующего года на Совете безопасности.
Мысль вторая. Совершенно ясно, что судьбоносные планы на ближайшие три десятка лет, которые связаны, согласно имеющейся информации, с полетами к Луне и Марсу, невозможно реализовать без помощи других стран. Что, собственно, и подтвердил Сергей Иванов. На самом деле, в планах Роскосмоса фигурируют Индия, Китай, Евросоюз, США как потенциальные партнеры-спонсоры дальних космических путешествий. А много - значит пока никто.
Далее. Как справедливо полагает один из ведущих ученых Института космических исследований Игорь Митрофанов, международная кооперация в исследовании и освоении Луны приведет к острой конкуренции между научными коллективами из стран - участниц проекта. «Разные команды будут конкурировать между собой, выдвигая собственные предложения: какие приборы полетят на поверхность Луны, что будет изучаться в первую очередь».
Иными словами, наряду с чисто техническими вопросами львиную долю времени и сил предстоит тратить на юридические формальности и сложности. Причем разбираться придется не столько внутри стран-участниц лунной или иной кооперации, сколько на широком международном уровне, работая зачастую одновременно с несколькими зарубежными партнерами.
Готова ли Россия к такому юридическому штурму, когда в конечном итоге все решит прозрачность отношений и железная дисциплина при выполнении принятых на себя обязательств?
Хотелось бы верить. Только почему-то припоминается история с крейсером «Адмирал Горшков», который мы пока безуспешно пытаемся продать Индии по контракту, заключенному еще в 2004 году. Теперь российская сторона, к изумлению индусов, хочет пересмотреть условия, т.к. в свое время допустила просчеты как по срокам работ по модернизации корабля, так и по стоимости. Например, изначально заложили необходимые, как казалось, 700 км кабелей, которые при более детальном изучении превратились в 2,5 тысячи (!) км...
Собственно, на этом, пожалуй, можно остановиться и подождать: в новом году появятся новые факты и само собой, новые мысли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции