Галина Зевелёва, кандидат экономических наук, для РИА Новости.
Последний опрос общественного мнения в США и пяти ведущих европейских странах, проведенный службой «Харрис Интерэктив» совместно с газетой «Интернэшнл Геральд Трибьюн» и телеканалом «Франс 24», приподнес сюрпризы. Совершенно неожиданными оказались взгляды самих американцев на роль США в мире. Не только большинство европейцев, но и 55% опрошенных американцев считают, что США представляют собой угрозу миру (из них 28% сказали, что Америка - главная угроза миру).
Согласно опросу, подавляющее большинство европейцев хотят, чтобы Америка имела равный голос наряду с другими «западными» странами, а не выступала в роли лидера «свободного мира». Интересно, что с этим согласна почти половина (46%) американцев. Результаты опроса позволяют говорить о сближении позиций между гражданами США и Европы в определении реальной и желательной роли Америки в мире. Одновременно наметилось расхождение между большинством американцев и их собственной элитой в этом вопросе.
Америка - все еще самая мощная экономическая и военная держава мира, и пока останется таковой. Однако ее относительная мощь снижается. Подъем Китая, Индии, России, являющихся независимыми и набирающими силу игроками, быстро меняет экономическую и политическую конфигурацию мира и неизбежно ставит вопросы относительно будущей роли США. Война в Ираке и другие провалы американской внешней политики во время президентства Буша, продемонстрировали, что Америка далеко не всесильна. 58% американцев согласны с европейцами в том, что за годы правления Джорджа Буша позиции США в мире существенно ослабли.
Растущая часть общества хочет, чтобы Америка была не мировым полицейским и проповедником, а «нормальной» страной, решающей в первую очередь свои внутренние проблемы. Эти настроения в обществе хорошо почувствовал и выразил известный колумнист «Нью-Йорк таймс» Томас Фридман. В своей статье «Ирак в китайском зеркале» он замечает, что, во время поездки в Китай, ему пришло в голову, «как это должно быть хорошо: быть великой державой и при этом полностью концентрироваться на решении своих собственных внутренних проблем». Влиятельный автор заключает: «С Америкой сегодня происходит что-то не то. Китай последние шесть лет потратил на подготовку к Олимпиаде, а мы теряли время, приумножая свой долг и борясь с Аль-Каидой... Мы бездумно теряем наши мозги, наших людей и наше будущее. Китай поступает иначе».
Строительство империи - это всегда идея элиты, а для народа это чаще всего тяжкое бремя. Вопрос в том, изменятся ли настроения политических и интеллектуальных лидеров в США в соответствии с динамикой общественного мнения. Американская элита, включая основных претендентов в президенты от обеих партий, по-прежнему говорит об особой миссии США в мире и думает, как сохранить их лидирующую роль.
В своей совместной програмной статье в «Вашингтон пост», опубликованной 9 декабря, бывший заместитель госсекретаря Ричард Армитидж и профессор Гарварда, бывший помощник министра обороны Джозеф Най рекомендуют своим политическим лидерам превратить мощь Америки в «умную силу». «Умная сила - не для того, чтобы понравиться миру, а для выработки стратегии, которая обеспечила бы правильное сочетание нашей способности принуждать с умением привлекать». Цель при этом та же - обеспечение лидерства США в мире.
Кажется, даже самые дальновидные представители американской элиты еще не осознали, что Америка может научиться лучше использовать свои многочисленные преимущества в современном мире, но уже не способна вернуть миропорядок, в котором она была безусловным лидером-гегемоном. Это становится невозможным не только потому, что быстро растут сила и влияние тех государств, которые предпочитают многополярность, но и потому, что все больше американцев избавляются от эйфории всесилия и самоуверенности, охватившей общество после окончания «холодной войны».
Разочарование избирателей в традиционном американском мессианстве рано или поздно должно привести к адаптации взглядов по крайней мере части американской элиты. Бесспорная сила Америки - в ее демократических институтах и ответственности правительства перед гражданами. Это в конечном итоге должно привести внешнюю политику в соответствие с настроениями простых американцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции