БРЮССЕЛЬ, 13 дек - РИА Новости, Александр Шишло. Европарламент принял резолюцию по борьбе с международным терроризмом, в которой квалифицируется как "неприемлемое" предложение Еврокомиссии о создании авиакомпаниями стран-членов Евросоюза базы персональных данных о пассажирах, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Европарламента.
По его словам, парламентарии считают, что в случае, если такая база данных будет создана, возникнет серьезная опасность "ненадлежащего использования информации персонального характера", что чревато нарушениями права на личную жизнь и других гражданских свобод.
При этом депутаты указали на тот факт, что предлагаемые к хранению данные на авиапассажиров предполагается, в частности, использовать для анализа возможности совершения ими того или иного вида преступления террористического характера.
"Не может быть приемлема любая форма профилирования антитеррористических мер", - отмечается в резолюции, которая ставит под вопрос "необходимость и пропорциональность" предложенного Еврокомиссией проекта.
Резолюцию поддержали 359 членов Европарламента, 293 высказались против, еще 38 воздержались.
Парламентарии призвали исполнительную власть каждые два года давать оценку эффективности применяемых антитеррористических мер, их стоимости и воздействия на фундаментальные права граждан ЕС.
Ассоциация европейских авиакомпаний (AEA) ранее назвала предложение Брюсселя "операционным и техническим кошмаром", поскольку оно предполагает обеспечение авиаперевозчиками технической совместимости с 27 различными национальными системами сбора данных и игнорирует связанные с этим финансовые расходы для авиационной отрасли.
По словам генерального секретаря AEA Улриха Шульте-Стратхауса (Ulrich Schulte-Strathaus), было бы целесообразнее, чтобы сбором персональных данных об авиапассажирах централизованно занималась некая общая структура, а само требование Брюсселя во избежание дискриминационного подхода распространялось на все виды транспортных пассажирских перевозок.
Согласно предложению Еврокомиссии от 6 ноября, авиакомпании стран ЕС будут обязаны создать специальную базу персональных данных об авиапассажирах, открыв к ней доступ национальным компетентным органам, занимающимся борьбой с терроризмом и организованной преступностью.
Как сообщил еврокомиссар по юстиции, свободам и безопасности Франко Фраттини, "речь идет об информации, которая будет предоставляться в распоряжение членов ЕС, а не третьих стран".
При этом еврокомиссар считает преждевременным говорить о необходимости централизованного сбора и анализа информации об авиапассажирах, хотя в будущем эти функции могут быть переданы европейской полицейской организации - Europol.
Исполнительная власть ЕС рассчитывает, что новая система сбора и хранения информации о клиентах авиакомпаний, которая будет аналогична той, что создана в США и Канаде, позволит специалистам по борьбе с терроризмом производить оценку рисков, связанных с возможностью совершения терактов на авиатранспорте.
Еврокомиссия предложила, в частности, чтобы компетентные органы стран ЕС имели доступ к информации о кредитных картах авиапассажиров, номерах их телефонов, почтовых и интернет-адресах, а также к данным о маршруте полетов, багаже, бронировании гостиниц и аренде автотранспорта, всего 19 различных категорий информации, за исключением данных о вероисповедании, расовой принадлежности, сексуальной ориентации и пищевых предпочтениях.
Предлагается, чтобы персональные данные предоставлялись за 24 часа до совершения авиарейсов, а также повторно, после завершения процесса регистрации пассажиров при вылете. Это требование будет распространяться на все рейсы, совершаемые из и в ЕС.
При этом авиакомпании третьих стран, совершающие полеты в ЕС, по словам Фраттини, будут обязаны предоставлять "определенное количество данных о своих пассажирах".
Еврокомиссар сообщил также, что новая система сбора и хранения информации о пассажирах пока не будет распространена на авиарейсы, выполняемые внутри ЕС.
Данные о клиентах авиакомпаний предложено хранить в течение 13 лет, однако по истечении пяти лет они будут доступны лишь при наличии права специального доступа.