В Киргизии 16 декабря состоятся внеочередные парламентские выборы. О ситуации в стране накануне этого события рассказывает Темир Сариев, один из лидеров партии «Ата-Мекен» («Отчизна»).
- Насколько нам известно, выборы в парламент будут полностью проходить по партийным спискам. Сколько партий собирается в них участвовать и каковы их шансы?
- В выборах участвует 12 партий, но, думаю, основная борьба будет идти между президентской партией «Ак-Жол» и оппозиционной «Ата-Мекен». Согласно нашему избирательному кодексу запрещается создавать блоки между партиями, поэтому мы объединили основные оппозиционные прогрессивные, как мы считаем, силы и составили единый список партии «Ата-Мекен». Основной ее костяк - это члены движения «За реформы». Причем действовать оппозиции пришлось в крайнее сжатые сроки. После референдума 21 октября президент почти сразу распустил парламент, и для подготовки к выборам у нас было всего полтора месяца. Но, несмотря на эти трудности, я думаю, что для «Ата-Мекен» вполне реально получить абсолютное большинство в парламенте.
- Скажите, пожалуйста, а в чем противоречия между президентом и оппозицией, какие у вас претензии к власти?
- Ситуация в Киргизии с 2005 года резко изменилась. Тогда, после «тюльпановой революции», народ рассчитывал, что новая власть проведет реформы и будет продвигать общество по пути дальнейшей демократизации. Но вместо этого произошло то, что мы сегодня и имеем: новое руководство, захватившее власть на волне народного недовольства, не только продолжает старую политику, но в каких-то антидемократических мерах превзошло ее. Президент всячески усиливает собственную власть и пытается установить авторитарный режим.
Наша новая Конституция была принята на референдуме путем грубейших нарушений. И не только мы об этом открыто сказали, но и многие международные организации отметили, что референдум не соответствовал мировым стандартам. Так, по законодательству Киргизии, чтобы референдум состоялся, надо, чтобы в нем приняли участие 50% от списка избирателей. Мы считаем, что на самом деле участие в референдуме приняли около 25% граждан. Но представители власти грубо фальсифицировали итоги, указав, что 82% избирателей пришли на голосование. Чего у нас в стране никогда не было и быть не может, учитывая, что из 2,7 миллионов избирателей до 700 тысяч человек находятся за пределами республики - это наши трудовые эмигранты, которые работают в России, Казахстане и дальнем зарубежье.
- А вы пытались как-то обратить на это внимание, принять меры?
- Да, мы оспаривали итоги референдума. Там, где мы выставили своих наблюдателей, были составлены протоколы, которые мы отдали в избирательную комиссию. У нас все нарушения первично рассматриваются избирательной комиссией, а лишь потом можно обжаловать их в суде. Но нарушения были такими массовыми, что мы просто не знали, за что хвататься, где смогли - зафиксировали их, в основном, это город Бишкек. На самом деле фальсификации были повсеместно, но власть эти протесты просто не рассматривает.
Скажу и о другом. Согласно действующей Конституции, причем и новой и старой, президент не имеет права быть членом какой-то партии, в противном случае он должен приостановить свои полномочия. Но в нарушение всех конституционных норм президент Бакиев объявляет о создании собственной политической партии - «Ак Жол». Причем утром в 10 часов было объявлено о созыве съезда, а в 4 часа комиссия ее уже зарегистрировала. Создана партия-однодневка, у которой нет платформы, а задача лишь одна - сохранить полномочия чиновников, которые сегодня объединились вокруг президента. В народе называют эту партию «обджол», в переводе это ложка, которой они хотели бы и дальше черпать.
Президент сейчас полагается только на административные ресурсы, и использует их максимально. Например, сотрудников всех бюджетных организаций и учреждений, в том числе врачей и учителей, насильственно заставляют входить в его партию. На стол кладут две бумаги: заявление о вступлении в партию и об увольнении. Или подписываешь первое заявление, или отказываешься и пишешь второе. Вот такое «ноухау» придумали.
Еще деталь. Список партии власти возглавляет председатель конституционного суда. Согласно нашим законам о конституционном суде, судья не имеет права даже говорить о пристрастии к какой-то политической партии, а не только входить в список и тем более участвовать в парламентских выборах!
- Насколько широко на предстоящих парламентских выборах будут выставлены наблюдатели?
- Проведение честных и прозрачных выборов - это самая большая на сегодняшний день проблема в Киргизии. Мы обратились к международным организациям, в том числе ОБСЕ, чтобы они прислали своих наблюдателей. Хотелось бы, чтобы они присутствовали на тех участках, где власти наверняка захотят «применить административный ресурс». Прежде всего, это южные регионы, которые густо населены, но именно оттуда, в основном, трудовые эмигранты. Там экономически очень трудная ситуация, исторически так сложилось, что на севере Киргизии были размешены основные производственные силы, а юг - это аграрные регионы, большое количество выходцев оттуда вынуждены находиться за пределами страны. Физическое отсутствие избирателей наверняка будет использоваться властью для завышения явки и соответствующих процентов голосов.
От ОБСЕ выставили, как мне сказали, около 250 наблюдателей, хотя мы просили их прислать 1000. У нас в стране 2200 избирательных участков, и на всех просто не хватит ресурсов. Так, наша партия, объединившись с некоторыми неправительственными организациями, выставит, конечно, по всем избирательным участкам своих представителей. Но другое дело, что в присутствии отечественных наблюдателей власти очень грубо нарушают правила, делают, что желают - и жалуйся куда хочешь. Присутствие иностранных наблюдателей в этом отношении дает хорошую поддержку.
Мы договариваемся и о том, чтобы проводить опросы избирателей сразу на выходе с участков для голосования, но, к сожалению, широко это делать не будет возможности. До 65% населения Киргизии проживает в сельской местности, в некоторых регионах это труднодоступные, высокогорные и отдаленные район. Причем там просто нет культуры и практики проведения таких опросов, многие не доверяют или побаиваются говорить правду, думают, что власти об этом узнают.
- В чем, наш ваш взгляд, состоят сегодня проблемы киргизского общества?
- Наша самая большая беда, что Бакиев после 24 марта 2005 года имел все шансы стать истинным лидером нации и провести необходимые реформы, но выбрал другой путь. А у нашего замечательного киргизского народа свой менталитет, он всегда требует, чтобы правители были честными. К сожалению, главное, что делает сегодня власть, - объединяется с криминальными и полукриминальными структурами, занимается запугиванием избирателей, шантажом активистов, которые не согласны с проводимой политикой.
Уровень жизнь населения с каждым годом подает, на основные продукты питания цены выросли катастрофически, с июня - в два-три и даже четыре раза. В то же время пенсия и заработная плата повысились всего лишь на 30%. Средняя пенсия - 1200 сомов, это порядка 40 долларов, в то время, как минимальный потребительский бюджет составляет около 2000 сомов в месяц. И еще надо учитывать, что зачастую граждане не имеют постоянной работы, иногда единственный источник дохода в сельской семье - пенсия родителей. На селе бедность составляет более 50%, а 20% граждан живут в крайней бедности.
- Если оппозиционный блок проходит в парламент и занимает там большинство, какие вы намерены предложить реформы? В каком направлении будете двигаться?
- У нас в рамках предвыборной программы выработана стратегия развития Киргизстана. Мы строили ее на основе социологических опросов и исследований, которые были проведены в том числе и международными институтами. Это краткосрочная программа выхода Киргизстана из глубокого экономического и социально-политического кризиса.
Сейчас в стране три основные проблемы: первое - безработица (около миллиона человек в результате трудится за пределами Киргизстана); второе - бедность и третье - коррупция. Размер коррупции имеет неимоверные масштабы. Путем реальной борьбы с коррупцией и проведения открытой, прозрачной экономической политики можно в ближайшее время резко увеличить доходы бюджета, до двух раз. Деньги в экономике Киргизии есть, но они обслуживают только узкий круг чиновников. Стратегические отрасли на сегодняшний день, в нарушение национального законодательства, передаются через коррумпированные схемы людям, близким к президенту или его семье. Так было распределено месторождение Талды-Булак - это, по оценке, более 110 тонн золота, - без проведения тендера, просто «за красивые глаза». Если исходить от запасов полезных ископаемых, то Кыргызстан по запасам золота входит в число пяти ведущих стран мира. К сожалению, эти деньги работают не во благо всего народа, а во благо чиновников. У нас есть и стратегические объекты - гидроэнергетика, водные ресурсы, которые могли бы при правильном управлении дать колоссальные доходы. Но, к сожалению, они тоже управляются коррумпированными чиновниками, которые просто используют государственные ресурсы для личного обогащения.
- Сколько процентов должна набрать партия, чтобы ее депутаты прошли в Жогорку Кенеш - парламент Киргизии?
- Согласно избирательному кодексу, партия должна завоевать 5% от списочного числа избирателей. Кроме того власти, опасаясь, что, даже используя административные ресурсы, они не выиграют выборы, ввели норму, что в каждом регионе партии-победители должны набрать не менее 0,5% голосов от общего списка избирателей. Например, в Таласском регионе число избирателей 118 тысяч. Если придет 70% - это около 80 тысяч избирателей. Если поделить на 12 партий, мало кто сможет преодолеть такой барьер.
Последнее нас особенно настораживает, как тревожит и многих специалистов, экспертов. Установив такие региональные квоты, власти подталкивают страну к будущему конфликту между регионами. Если партия получает в каких-то регионах 500-600 тысяч голосов, а в одном регионе недополучает 0,5% (от общего списка), ее избиратели оказываются проигравшими. И второе: власти таким образом официально поделили страну, и сегодня уже есть районы, которые собираются блокировать какие-то партии. Этим закладывается основа конфликта интересов между регионами, что крайне опасно.
Чтобы итоги выборов были признаны основными политическими силами и населением Киргизии, они должны быть прозрачными и справедливыми. Если этого не будет, стабильность в республике мы не получим.