Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Сегодня из телевизора пришла новость, которую в принципе можно было бы посчитать весьма «горячей». «Выражая готовность баллотироваться на должность президента России, обращаюсь к нему (Путину) с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны», - сказал кандидат в президенты Дмитрий Медведев, выступая с заявлением в прямом телеэфире.
"Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти - должности председателя правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.»
"Именно он возглавил список крупнейшей партии - «Единой России», добившейся впечатляющей победы на выборах в Государственную Думу. И только в таком составе новая законодательная и исполнительная власти смогут работать эффективно", - считает Медведев.
Выражение, с недавних пор запущенное в оборот, что «только в таком составе» власти «смогут работать эффективно» - все больше напоминает фигуру речи. Потому что, попробуйте отыскать тех или то, что мешает сегодня власти работать эффективно. Да и в обозримом будущем таковых представить себе затруднительно. Может быть, здесь речь про другое, про желание укрепить и так достаточно прочную связку, пересадив лидера партии в премьерское кресло?.. Но и без Путина во главе законодательная власть вроде бы дружно работала с исполнительной.
Итак, Путин - премьер? Означает ли это, что власть наконец определилась со своей конфигурацией после 2 марта 2008 года? Вряд ли.
Конечно, Путин и сам говорил, что не исключает для себя возможности стать премьером. И все-таки, по-моему, начинает наблюдаться некоторая избыточность в стремлении отечественной политтехнологии обеспечить наиболее элегантный выход из кризисной ситуации - завершении президентского срока Путина. «Национальный лидер» - это непонятно, но впечатляет своим масштабом и громадьем предстоящих дел. А вот премьер...
Деятельность власти у нас активно транслируется по телеканалам, и об этом не могут забывать ее главные персонажи. Представьте себе на минутку следующую телекартинку с традиционного совещания по понедельникам у президента (будущего), где присутствуют ключевые министры во главе с премьером, а также руководство Администрации. Расставьте все по своим местам: Медведева во главе стола, Путина по правую сторону... Особенно интересно, как Путин будет отчитываться о проделанной работе.
Есть и иной телевизионный формат - встреча президента с премьером один на один, когда последний заходит с портфельчиком, полным бумаг, и начинает отвечать на вопросы своего собеседника...
Что ж, телекартинку можно поменять - ведь прекратили у нас приглашать (в силу целого ряда причин) телевизионщиков на заседания правительства по четвергам. Могут и совещания у президента прекратить показывать. Хотя странно было бы прекратить рассказывать о работе руководства государства. Наша политическая система и построена на демонстрации патерналистской активности власти.
Конечно, конфигурация, а с ней и телекартинка, могут принципиально поменяться, если в результате поправок в Конституцию у нас установится парламентская республика, и у президента останутся исключительно представительские функции. Но данная система власти уж очень не российская. Противоречит и менталитету граждан, и традициям отечественной политической культуры.
И последнее. Хотя Путин блестяще ориентируется в текущих социально-экономических проблемах, не наблюдается у него тяги к повседневной хозяйственной деятельности. Его дело - внешняя политика (с акцентом на геополитические вопросы), продвижение стратегических интересов страны в сфере экономики. А слушать и поправлять тех, кто сбивчиво представляет планы своего министерства, кто там что-то недофинансировал или не справился со сроками - так это совсем не его формат, он все это давно перерос.
Может быть, вариант с премьерством Путина появился только для того, чтобы мы не заскучали до 2 марта? Или все эти варианты - просто детали принципиальной реконструкции российской власти, которая еще предстоит стране?
Но если Путин никуда не уходит (в смысле, не уходит от контроля за деятельностью будущей власти, на что ему дан мандат на выборах 2 декабря), то к чему весь этот сыр-бор?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции