Появление блогов (личных онлайн-дневников), в которых каждый интернет-пользователь может писать на любые интересующие его темы, выкладывать фото, видео, позволило каждому человеку почувствовать себя журналистом. Такая тенденция обусловила то, что у людей, профессионально занимающихся журналистикой, появились конкуренты - журналисты гражданские, пользователи, распространяющие информацию на любительском уровне. В связи с этим возникают вопросы: в чем опасность гражданской журналистики для профессионалов в этой области: какую угрозу она несет качеству и достоверности информации, медиа-бизнесу и индивидуальности в профессии? Своим мнением на этот счет с РИА Новости поделились эксперты.
Блогер же, занимается сбором и распространением информации не столь целенаправленно, не имея столь мощного стимула к этому, как зарплата. Иными словами, это - любитель, который не обязан проверять правдивость той или иной информации, которую публикует. Сейчас блогерство активно дополняет журналистику и периодически помогает ей находить те или иные темы. Или, наоборот, критикует журналистику, указывая ей на те или иные недочеты в материалах. Часто журналисты сами являются активными блогерами (я, например). И в этом случае блог выступает в роли личного СМИ.
В свое время, с возникновением кино думали, что теперь театр умрет. Потом, такие же страхи возникли, когда было изобретено телевидение, которое, вроде бы, должно было отменить кино. Затем, на "арену" выступил интернет и возникли горячие дискуссии о том, что вот теперь-то телевидению придет конец. На самом же деле, все вышеперечисленное мирно сосуществует, дополняя досуг среднестатистического гражданина любой страны.
Кроме того, публика вообще любит всякие сенсации, даже если потом они оказываются утками. Главная опасность для профессиональных журналистов - на эти утки "вестись". К сожалению, многие наши коллеги начинают писать серьезные (якобы серьезные), аналитические статьи в якобы серьезные издания, вся фактура для которых берется из блогов этих журналистов-любителей, из Живого Журнала. Таким образом, они оказываются на очень уязвимых позициях, их можно аргументированно опровергать.
Вообще, журналистика - это любовь к распространению информации, и здесь действует принцип: "то ли он украл, то ли у него украли, а осадок остался". Поэтому авторитет информации очень сильно упал с появлением блогов, с развитием интернета. Сейчас, когда появляется новость, более-менее знающие люди не начинают ее сразу же воспроизводить, а считают своим долгом тщательно и несколько раз ее проверить. Потому что в 99% случаях она оказывается уткой.
Если некоторые агентства торгуют работами определенного фотографа за сотни долларов за снимок, а у того же самого фотографа есть свой собственный фотоальбом из которого можно купить эти или другие его снимки с того же события напрямую и дешевле, то таким образом подрывается бизнес фото посредничества. В этом смысле, конечно, есть прямая угроза экономическим интересам. Но если говорить об отрасли в целом, то, разумеется, профессиональный спорт сильно выигрывает от того, что благодаря нему огромное количество людей вовлечено в спорт любительский. То есть, профессиональный футбол выигрывает от того, что в стране много спортивных школ, много дворовых площадок, от того, что многие люди любят играть в футбол. Если существующую в спорте ситуацию спроецировать на журналистику, то можно говорить о том же самом. Если человеку интересно узнавать новости из чьего-то блога (личного онлайн - дневника) - то есть из народной журналистики, то не нужно считать, что это происходит за счет газет, аудитория которых и так, независимо от Интернета, снижается, а происходит за счет публики, которая газет раньше не читала. Если сегодня аудитория LiveJournal (Живого Журнала) - 8 миллионов человек (только русской части), то это не аудитория, отнятая у "Коммерсанта" и "Ведомостей", потому что у них, вместе взятых, столько аудитории никогда и не было. Это новая потенциальная аудитория, ими обретенная. То же самое касается профессионального рынка и возможности редакторов выбирать сотрудников, возможности издания выбирать материалы. Чем шире предложение, тем больше шансов на качественную работу.
Человека интересует оперативная информация: за рулем автомобиля, где угодно: что и где загорелось, кто умер и т.д. Но любой обыватель и потенциальный потребитель информации будут снимать и авторучками, и часами, и пуговицами, и чем угодно. Важно быстро передать.
Так что, опасность для профессиональной журналистики есть. Но людей образованных, помимо чисто события, интересует его глубина. Это основа всего: и литературы, и журналистики, и любого искусства. Не нужно этого бояться. Пусть будет и так. Любой человек переварит в течение какого-то времени полученную информацию и, если захочет большего, обратится к профессиональной журналистике. Никуда он от этого не денется.