Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
«Тройка» международных посредников (США, ЕС и Россия), несколько месяцев пытавшаяся придумать, как красиво решить косовскую проблему, вынуждена признать свое поражение. В итоговом докладе, который она решила досрочно представить генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну (изначально речь шла о 10 декабря), нет ни одной конкретной рекомендации ни Белграду, ни Приштине, ни, собственно, ООН. Как будут развиваться события дальше? Чем ответит Москва, если косовские власти выполнят угрозы и провозгласят независимость в одностороннем порядке?
Миссия «тройки» провалилась. Иначе и быть не могло. Слишком диаметрально противоположные позиции изначально были у ее представителей. Вашингтон настаивал на независимости края, Москва всеми доступными средствами пыталась доказать, что торопиться не надо. А Евросоюз - в силу того, что по идее должен представлять интересы всех 27 стран-членов, - лавировал между двух огней. Ведь далеко не все в Европе будут рады возникновению на карте мира нового государства. Больше других этому противятся Испания, Греция, Кипр, Румыния и Словакия. Они отдают себе отчет: как только Косово объявит независимость, резко активизируются их собственные сепаратисты - ровно с такими же требованиями.
Но главный камень преткновения, безусловно, не в позициях посредников. Если сербы были готовы практически на все, на предоставление Приштине максимально широкой автономии, таких прав, которых нет ни у одной автономии ни в одной другой стране мира, лишь бы не фигурировало слово «независимость», то косовары с самого начала решили: их отделение от Сербии - лишь вопрос времени. Да, они готовы были соблюсти дипломатические процедуры, даже сесть с сербами за стол переговоров, но не более того. Да и зачем - если США и некоторые европейские страны им заранее пообещали эту независимость? Что они будут с ней делать, косовары сами до конца не понимают. Видимо, надеются, что их многочисленные экономические проблемы Запад будет решать с большим энтузиазмом, чем сейчас.
Москва все еще пытается продемонстрировать, что в теме независимости края пока рано ставить точку. Но, похоже, она уже поставлена. И правы косовары, говоря о «вопросе времени». Вот в этом-то главная загадка: когда независимость официально состоится и как будет «разыграна»?
Пока более-менее понятен сценарий, который будет осуществлен до конца года. После того, как Пан Ги Мун прочитает доклад, он будет представлен в Совет Безопасности ООН. Обсуждение обещает быть бурным, но результат заранее известен: Москва выступит категорически против любого документа, где бы упоминалось слово «независимость». Если ей удастся убедить Запад в необходимости нового раунда переговоров, это будет ее самой большой внешнеполитической победой за год. Однако шансы невелики.
Большинство экспертов считает, что косовары не осмелятся провозглашать независимость сразу после провала обсуждения в ООН. Во-первых, им надо дождаться президентских выборов в Сербии, первый тур которых пройдет 20 января. Во-вторых, неплохо было бы помимо США заручиться поддержкой и «объединенной Европы». Лидеры стран ЕС попытаются согласовать действия по «косовскому вопросу» на следующей неделе на саммите в Брюсселе. Пока озвученная позиция обнадеживает: ЕС заявляет, что «необходимо предотвратить односторонние шаги властей Косово».
Существуют, по крайней мере, два секретных плана, которые разрабатывают европейцы - вернее те из них, кто не видит опасности в создании косовского прецедента. Как утверждают авторы доклада из Международной группы по предотвращению кризисов, Великобритания, Германия, Италия и Франция поддержат независимость до мая 2008-го. Для начала они попытаются на брюссельской встрече добиться совместного заявления о том, что ЕС считает переговоры по Косово закрытыми, а лучшим выходом из тупика стало бы возвращение к «Плану Ахтисаари» (Марти Ахтисаари - спецпредставитель генсека ООН, разработавший план независимости края). Если Испания, Греция и другие страны, противящиеся «плану Ахтисаари», продолжат упорствовать, то Еврокомиссия предоставит каждой стране карт-бланш - возможность самой определиться, признавать край или нет.
Второй вариант был выработан Парижем. Согласно просочившимся в прессу данным, в январе Приштина объявит «последнее предупреждение», а в феврале официально провозгласит независимость. Новую страну первой признает Албания, затем США, мусульманские государства и некоторые члены ЕС.
Какие в этой ситуации остаются возможности у Москвы? Не так много. Вариант с «адекватным ответом» (то есть признание независимости Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья) вряд ли будет использован. Сергей Лавров не раз говорил, что МИД будет действовать исключительно в правовых рамках и не пойдет на нарушение территориальной целостности других государств. Да и еще больше ссориться с Грузией смысла нет. Тем более что за Тбилиси Запад точно заступится (не зря он заранее «подстраховался», заявив об «уникальности косовского случая»). Обратно «отыгрывать» косовскую независимость никто не будет, а вот проблем на собственных границах мы получим столько, что мало никому не покажется. Спокойно смотреть на официальное отделение непокорных республик Тбилиси не сможет - кто бы ни победил на президентских выборах.
Так что, скорее всего, речь в очередной раз будет идти о дипломатических шагах Москвы. Например, о препятствовании принятия Косово в ОБСЕ и - что куда более принципиально для Приштины - в ООН. Ведь без согласия Совета Безопасности Косово не может стать членом Объединенных наций.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции