Александр Песляк, обозреватель РИА Новости
Выправка у него не просто военная, но подтянутая, спортивная. Два раза в неделю - бассейн. И вообще он «зээмэс» - заслуженный мастер спорта. Но более всего любит охоту, включая подводную. О соперничестве в этом спорте с Фиделем может рассказывать часами. Легендарному космонавту Владимиру Шаталову исполнилось 80.
Первым в мире именно Шаталов совершил ручную стыковку двух пилотируемых кораблей, стал командиром сразу трех летающих экипажей, «причалил» космический корабль к орбитальной станции, среди космонавтов трижды летал. А еще именно он дольше всех - почти 20 лет - руководил профподготовкой космонавтов и астронавтов.
Родился Володя Шаталов в Казахстане. До войны семья переехала на берега Невы. Учился в школе №24- лауреате Всероссийских конкурсов. Построена она была в конце XIX века как женская, на средства купцов Елисеевых. В июне 1941 года шестиклассник Володя бегал рыть окопы. Потом с отцом-железнодорожником трудился на прифронтовом спецпоезде. Восстанавливал разбитые пути и связь, а в дни блокады помогал наводить Дорогу жизни. За что отец его в 1943 г. был удостоен редчайшего для военных лет звания Героя социалистического труда.
Сын шел своим путем, решив стать летчиком. После восьмилетки поступил в спецшколу ВВС, которая сначала базировалась в Караганде, затем - в Липецке. Теорию и практику осваивал уже в знаменитом Качинском училище военлётов. И учил других. «Странно было слышать мне, носившему курсантские погоны: «Товарищ инструктор! Пилотаж закончил, готов выслушать Ваши замечания», - рассказывает Владимир Александрович. - Скажу честно: это сильно повлияло на выработку основного качества командира и наставника - ответственности. Причем не просто за дисциплину, знания - за жизни людей. Повлияло на умение корректно указать на ошибки, не загоняя в краску прилюдно, но уж наедине высказать всё! И поощрять желание летать самостоятельно, справляться с задачами».
Заправский инструктор окончил с отличием Военно-воздушную академию. Служил в строевых частях, руководя десятками пилотов как комэск и замкомполка. Нёс еще большую нагрузку, став старшим инспектором-летчиком 46-ой воздушной армии.
Когда по частям разошлась информация о наборе на особую работу, он сам вызвался пройти комиссию. Командарм заметил: «Я подпишу твой рапорт, но смотри, годков-то немало. Пропустят?» Однако 46-летний уже подполковник Шаталов прошел и в 1963 г. попал во второй набор отряда космонавтов. Осваивал новинки - корабли «Восход» и «Союз», более сложные программы.
Не зря говорят: первый блин - комом. Таковым осенью 1965 г. оказался проект «Восход-3». Даты старта, состав экипажей, да и программу неоднократно меняли. В итоге «военно-научный» пуск, первый после смерти С.П.Королёва, отменили. А трагедия с новым кораблем «Союз», гибель Владимира Комарова вообще затормозили программу пилотируемых полетов. Тем временем Шаталов отрабатывал лунную посадку на... вертолете. Был дублером Г.Берегового на «Союзе-2». Но сам стартовал лишь в 1969 году - в одиночку. Приземлялись уже втроем. Через девять месяцев «родился» второй полет, причем вплоть до самого старта их с А.Елисеевым передвигали по графику - вначале в дублеры, потом в основной экипаж. В третий полет - впервые к станции «Салют» - не он должен был лететь, но тот командир нарушил режим. И опять - с Елисеевым! Прямо колдовство какое-то...
Только с ним случались переносы двух стартов. В 1969 году оказался неисправен прибор на ракете. Полетел... Весной 1971-го снова отбой: не отошла кабель-мачта. Только у него - и тоже дважды - по сути, не совершались стыковки! Зато в первом полете, после автоматического сближения двух кораблей сам провел ручную стыковку просто классически: «Тогда ребята впервые в мире перешли из корабля в другой через открытый космос, в скафандрах».
Как тогда отметил не щедрый на похвалы легендарный генерал Каманин, «все отлично выполнили свои задания, особенно хорошо работал Шаталов. Блестящая же шаталовская стыковка положила начало новому направлению мировой космонавтики - созданию целых комплексов, их сборке на орбите из кораблей, затем - и модулей.
Более 15 лет он руководил подготовкой наших и зарубежных космонавтов, 4 года возглавлял Центр подготовки космонавтов. Высокий русоволосый генерал не выделял никого из подчиненных, не приближал, даже испытывая симпатии. Причины недостатков в ЦПК искал, прежде всего, в себе самом.
Через его память и сердце прошли все «звездные посланцы» тогдашнего содружества соцстран, искренне полюбившие Звездный городок и нашу страну, нашедшие здесь много друзей и учителей, среди которых по праву называют Шаталова. Ему пришлось принять на себя многие удары, иметь конфликты с Главными конструкторами, с давлением Минобороны. Как мог, генерал противостоял расшатыванию Центра подготовки космонавтов, укреплял его научную и испытательную основу и матчасть, адаптируя к подготовке зарубежных космонавтов.
В те же годы избирался депутатом Моссовета, две пятилетки был депутатом Верховного Совета страны. Вся общественная деятельность тоже требовала полной отдачи, и он отдавал этому время, нервы, настойчивость и искренность. Алексей Елисеев по-научному лаконично и четко характеризует своего товарища и трижды командира: «Очень собранный, дисциплинированный, уравновешенный. Не идет ни на какие спекуляции. Цельная натура, которая держит себя в руках и любит во всем порядок. Порядочный человек, который честно живет свою жизнь».
Поздравляя старейшину наших космонавтов с 80-летием, очень многие скажут ему «спасибо» за первейший вклад в стыковки. И не только космических кораблей, но, прежде всего, - в сближение самих людей, «стыковки» их взаимопонимания.