Из практики служителя милосердия
Обращаете ли Вы внимание на выкрики «сознательных» граждан, адресованные обезличенным, неприятным существам, приютившимся в станциях метро, на привокзальных территориях, остановках? «А ну вали отсюда на!! Быстро, я сказал!! Чё, не понял на?!!» - хотя эти слова обращены не к Вам и слышатся где-то сзади, но, как ведро холодной воды на голову, неожиданный снежок в спину, заставляют вздрогнуть и оглянуться.
Отверженные новой России
Бездомные, безработные и больные - это, пожалуй, наиболее общие характеристики для тех, кого мы обозначаем привычным словом «бомж». Ассоциативно возникает картинка грубых лиц, гамма несвежих запахов и спиртного.
Они пришли к нам вместе с эпохой длинных рублей и колеса фортуны, мыловарен про сладкую жизнь городка Санта-Барбара, Далласа и Богатых, которые тоже плачут. Люди, волей обстоятельств не имеющие иной доли, кроме теплых подъездов, общественного транспорта, да общения с дубинкой городового - неизменным атрибутом свободного общества.
Бродяги - изнанка капитализма. Les Misérables, персонажи Горького, Гюго и Диккенса прочно заняли дно - нишу, уготованную им новой Россией: перспектив никаких, проблема одна - выжить. И пока эксперты говорят нам о «предметах глубоких, вызывающих на размышление», господа в комитетах выдвигают интересные проекты, а красивые дикторши рапортуют о неуклонном росте благосостояния российских людей, проблему наших бездомных сограждан решают энтузиасты. Один из таких - Елизавета Петровна Глинка, врач-онколог, руководитель благотворительной медицинской организации «Справедливая помощь».
Хрупкая девушка с большими глазами
Доктор Лиза (так обычно называют Елизавету Петровну) - эта хрупкая девушка с большими глазами посвятила свою жизнь лечению больных онкологическими заболеваниями. Безнадежно больных, тех, у кого не осталось практически никаких шансов на выздоровление, если не сказать - на выживание. Сейчас под руководством доктора Лизы действуют хосписные отделения в Москве и Киеве, их миссия - спасение тех, на кого уже махнули рукой родственники и государство.
Как-то она приехала на Павелецкий вокзал для того, чтобы осмотреть одного онкобольного бездомного. Беднягу к ее приезду госпитализировали. А доктор Лиза увидела незавидное положение его «здоровых» товарищей. С тех пор «Справедливая помощь» взяла под свою опеку этих всеми забытых обитателей столицы. Почему? Наверное, ответ на этот вопрос в следующих словах доктора. Как-то разговаривая со мной, она достаточно резко и строго поправила меня, когда я назвал ее пациентов бомжами: «Это не бомжи - это люди!».
Справедливая помощь для бездомных
Павелецкий вокзал. Каждую среду к пяти часам вечера сюда приезжает машина «Справедливой помощи». Бездомные могут получить медпомощь первой необходимости, лекарства, теплую одежду. За «пациентами» отправляемся в переход вокзала. При появлении доктора Лизы в сообществе этих граждан, притулившихся в обдающем теплом Сахары проходе в подземную Москву, заметное оживление. Они не просто ждут помощи, торопятся рассказать о своих бедах и поделиться последними новостями «вольной жизни». От здания вокзала доктор Лиза ведет их к передвижному медпункту.
Прохожие с любопытством рассматривают нашу процессию: хрупкая девушка в синей форме врача неотложной помощи идет во главе группы бездомных, растянувшейся на добрые метров двадцать. Городовой невесело шутит: «Да хоть всех их забирайте».
За прошедшую неделю немало травм - следствие образа жизни, связанного не только с проблемами гигиены или сурового русского климата, нередко приходится получать подарки в виде синяков, ушибов, вывихов от «сознательных» сограждан или товарищей по несчастью.
Славик
Первый пациент - Славик. Довольно крепкий на вид мужик, он здесь впервые, по профессии строитель, приехал из Актюбинска подработать для семьи. А дальше, как бывает со многими гостями столицы, по той или иной причине лишившимися документов: работал по черному найму, получив производственные травмы, работу потерял и стал ютиться на вокзале, в станциях метро и подземных переходах. У Славика - травма ноги, следствие удара дубинки заботливого блюстителя правопорядка, напомнившего заснувшему Славе о том, что «негоже спать, когда солнышко уже взошло». Осмотр. Отмороженные пальцы больного скользят по рваному ботинку, рана - огромный коричневый синяк на обмороженной плоти голеностопа, раздувшейся до размеров водосточной трубы. Доктор внимательно осматривает гематому: «Ногой ступи вот так! Так сделай! Где болит? Здесь?», - пациент послушно все выполняет. К счастью - без перелома. Ее тонкие как у пианиста проворные пальцы профессионала, обрабатывают рану, бинтуют.
Передает Славе лекарства: «Смотри, со спиртным принимать не вздумай!». По окончанию осмотра больной получает обновку - зимние ботинки и ушанку. Товарищи обступают его: «Ну что? Как? Перелом?». Слава что-то стеснительно скороговоркой мычит под нос и скромно отходит в сторону, пропуская следующего пациента.
Человек человеку...
Жестокость по отношению к обитателям улиц проявляют не только сотрудники милиции. Недавно Таня, старожил Павелецкого, получила сильный ожог шеи. Говорит, кто-то из прохожих «в шутку» выстрелил петардой. Доктор заботливо и терпеливо осматривает всех выстроившихся в небольшую очередь около «Справедливой помощи». А пациенты подходят и подходят. Отверженные, на кого им еще надеяться и от кого ждать помощи, кроме этой хрупкой девушки с большими глазами. Таня говорит: «Я и не знаю, как ее благодарить, понимаете, это так важно, что кто-то о тебе думает». Ее подруга добавляет: «Нам ведь не только вот эта боль, что бьют, или болезнь там какая, больше душа ведь болит, это страшно».
Душа... Поэтому обитатели улиц так радуются приезду «мамы» (как многие из них называют Елизавету Петровну), они не просто надеются поддержать здоровье или получить теплые вещи. Сам процесс общения с врачом - это событие, напоминание о той, другой жизни, где остались дом, семья, друзья и работа, той жизни, которая когда-то была, могла бы быть сейчас, и которой они лишены навсегда. Для отверженного, которого «нормальные» сограждане предусмотрительно сторонятся либо награждают в лучшем случае оскорблениями, а в худшем - тумаками, как Славика, или выстрелом петарды, как Таню, важен сам процесс общения с человеком нормального мира, готовым тебя выслушать и поддержать. Доктор Лиза свободно общается с ними, так, как будто бы это старые знакомые, с которыми вы либо расстались только вчера, либо не виделись так давно, что есть о чем поговорить. Ребята охотно делятся последними новостями «вольной жизни».
Многих она называет по именам, знает их историю. Ее непринужденное общение не производит впечатления дежурных разговоров врача, отвлекающего пациента от его болезни, в ее словах чувствуется понимание собеседника, его жизненной ситуации и стремление действительно помочь каждому, его душевной боли: «Главное знать и понимать, что это - тоже люди, такие же как и мы».
Осмотр завершен. К доктору подходит мужчина, он с самого начала стоял в очереди, но так и не зашел в передвижной пункт «Справедливой помощи», просто стоял рядом и внимательно смотрел на то, как лечат его товарищей: «Извините, спасибо Вам большое, просто за то, что вы делаете и...удачи».
Последний кадр: карета «Справедливой помощи» пытается выехать на забитую до отказа узенькую проезжую часть Кожевнической. Саша, негласная староста Павелецкой общины, размахивая руками, выбегает на дорогу и как заправский регулировщик расчищает проезд. В следующую среду они опять будут ждать эту карету, в которой приезжает хрупкая девушка с большими глазами.
«Спешите делать добро»
Эпизод из практики врача-энтузиаста Елизаветы Глинки напомнил мне об истории доктора Гааза, имя которого было на слуху Москвы и России середины XIX столетия, сейчас же о нем помнит у нас мало кто, разве что историки, врачи и священники. Знаменит же сей эскулап был тем, что по своей воле и на собственные средства лечил каторжан, нищих и бродяг - одним словом всех, кому уже надеяться было не на кого - отверженных. Заслужив всеобщее признание и поддержку, он создал клинику для своих пациентов. Слава о нем была столь велика, что глава православной церкви митрополит Филарет благословил служить молебны в православных храмах о здравии этого ревностного католика. Девиз Гааза «Спешите делать добро» наиболее точно отражает то, чему посвятила свою жизнь доктор Лиза и все, кто добровольно взял на себя заботу о тех, от кого отвернулось общество. Таких энтузиастов всегда было и будут единицы, о них мало говорят СМИ и почти ничего не знаем мы - обыватели. Мы не из их числа, мы заняты другими заботами и живем другой жизнью, но посильную помощь все же оказать можем.
По телефону «Справедливой помощи» (495) 698-45-61 можно договориться о том, куда и когда надо доставить медикаменты или вещи, которые могут быть не нужны нам и в то же время остро необходимы нашим бездомным согражданам, не бомжам, а людям, как призывает их называть доктор Лиза. О том, что делает Елизавета Петровна и ее команда, вы также можете узнавать из ее блога.
Матвей Ремарчук, РИА Новости