МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Российское бизнес-сообщество ждет от новой власти, которая придет в 2007-2008 годах, продолжения курса на стабильность и порядок, свидетельствуют данные опроса, проведенного ВЦИОМ по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
ВЦИОМ в сентябре-октябре текущего года провел опрос 1,2 тысячи респондентов в 40 субъектах РФ, среди которых были предприниматели-владельцы и топ-менеджеры частных компаний.
Как отметил на презентации доклада в РСПП в среду генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, около 58% опрошенных считают, что вести в России честный бизнес, "ничего не скрывая и никого не обманывая", невозможно.
"Все-таки 38% бизнесменов считают, что в современной России это возможно", - сказал он, подчеркнув, что раньше в противоположном были уверены почти все. Так что нынешние результаты глава ВЦИОМ оценивает, скорее, как прорыв.
Однако если говорить о гражданах, порядка 68% уверены, что вести честный бизнес в РФ, скорее, невозможно или невозможно вообще.
Опрос проводился по семи направлениям: основные проблемы бизнеса, состояние деловой среды, взаимоотношения в бизнес-сообществе, бизнес и политическая среда, а также взаимоотношения бизнеса с обществом и с государством.
Большинство участвующих в опросе (54%) считают, что их собственное дело развивается успешно. Однако, как показали данные опроса, такой позитивный настрой складывается, скорее, не благодаря, а вопреки условиям и факторам предпринимательской активности. Так, только один из пяти респондентов считает, что в РФ среда благоприятствует организации ведению молодого бизнеса, а 63% уверены, что деловая среда, скорее, препятствует формированию новых бизнес-единиц.
Вместе с тем, относительное большинство опрошенных полагает, что политическая ситуация в России развивается в правильном направлении (42% против 24%, которые считают наоборот).
"Работа государственных и общественных институтов оценивается ими довольно пессимистично, в зоне одобрения находится лишь президент РФ, правительство, армия и сам бизнес", - говорится в кратких итогах, подготовленных в РСПП. По данным опроса, "аутсайдерами рейтинга одобрения" являются политические партии, правоохранительные органы и профсоюзы.
Открывая заседание в РСПП глава организации Александр Шохин отметил, что большинство анкет было получено до середины сентября. Некоторые политические сюжеты (формирование нового правительства и возглавление президентом списка "Единой России") не попали в поле зрения опроса, отметил Шохин. Однако относительное большинство предпринимателей выразили готовность поддержать "Единую Россию" (39%). На втором месте - "Справедливая Россия" (7%), рейтинги других партий не превышают 4%. Среди кандидатов в президенты лидерами у бизнесменов оказались Сергей Иванов (19%) и Дмитрий Медведев (13%).
"При этом почти 40% опрошенных вообще затрудняются назвать достойную кандидатуру, которая могла бы сменить Владимира Путина на президентском посту", - говорится в материалах РСПП.
По данным опроса, предприниматели в основном ждут от политических сил, которые придут ко власти в 2007-2008 годах, курса на стабильность и порядок (32%), создание мощного государства (11%). В меньшей степени бизнес ожидает изменения в пользу создания благоприятных условий для развития бизнеса (15%) и развития промышленности и сельского хозяйства (10%).
Высказываясь об отношениях бизнеса с государством, предприниматели сходятся в уверенности, что власть видит в нем лишь "тугой кошелек" (55%). Только 8-15% полагают, что власть считает бизнес локомотивом развития экономики или равноправным партнером.
"При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека и преференции, а четкие и строго соблюдаемые "правила игры", которые позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%)", - отмечается в материалах.
По данным опроса, 8-26% считают, что бизнесу от государства нужна инфраструктура, поддержка приоритетных предприятий и регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей.
Готовность предпринимателей обращаться за защитой интересов в суд достаточно высока, если их права нарушаются другими предпринимателями или гражданами (86%). Однако лишь 54% бизнесменов готовы судиться, если контрагентами в суде будут органы власти. При этом 59% опрошенных считают, что у их компании не велики шансы выиграть судебную тяжбу с чиновниками или этих шансов нет вообще.
В вопросах администрирования бизнеса наибольшее недовольство вызывает работа налоговиков. Порядка 43% опрошенных заявили, что налоговая инспекция мешала их нормальной деятельности. Неблагоприятно на деятельности 25-37% опрошенных сказывается работа пожарных, экологического надзора, Роспотребнадзора и лицензирующих органов, выявил ВЦИОМ.
Что касается отношений бизнеса и общества, сами бизнесмены считают, что население относится к предпринимателям "с некоторым преобладанием негативизма". При этом 64% предпринимателей эту неприязнь объясняют большим разрывом в уровне жизни различных слоев населения. Около 35-37% полагают, что бизнес сам провоцирует негативное отношение к себе: незаконным приобретением собственности, склонностью к коррупционным действиям, уклонением от налогов и так далее. В то же время 47% предпринимателей не исключают, что граждане "часто чернят бизнес из-за банальной зависти и 28% - из-за неосведомленности.
Большинство предпринимателей (58%) считает необходимым сделать "некий компромиссный шаг" навстречу пересмотру результатов приватизации, говорится в материалах. Как выявил опрос, большинство как предпринимателей, так и граждан считают, что отношение общества к бизнесу определяется "плохой наследственностью", связанной с приватизацией в 90-х годах.
Меньшинство (17%) считает недопустимым ставить под сомнение правомочность нынешних владельцев приватизированной собственности. Однако несмотря на эти цифры, к новому тотальному дележу готовы только 15%, выяснил ВЦИОМ.
Что же касается взаимоотношений внутри самого бизнес-сообщества, 82% опрошенных уверены в добросовестности своих партнеров. Видимо, именно этим объясняется, что до сих пор главным ориентиром для владельцев и руководителей компаний остаются "правила игры", принятые в бизнес-сообществе (52%), а не буква закона (36%), отмечается в материалах.