Фахриддин Низамов, директор Национального пресс-центра Узбекистана, член Экспертного совета РИА Новости.
Ввод в эксплуатацию газового промысла Хаузак в Бухарской области Узбекистана стал главным политико-экономическим событием ушедшего месяца в союзнических отношениях Узбекистана и России. Если раньше между нами доминировали вопросы военно-политического характера, то сегодня экономическая составляющая догоняет и обгоняет их.
Сам факт участия первого заместителя председателя российского правительства Сергея Иванова в официальной церемонии открытия нового газового промысла свидетельствует о том, какое важное значение придает Кремль развитию этого направления партнерства с Узбекистаном.
Сотрудничество в области ТЭК является локомотивом узбекско-российских экономических связей, и львиная доля российских инвестиций приходится именно на эту сферу. По данным специалистов, до сегодняшнего дня российская компания «Лукойл» инвестировала в освоение этого газового месторождения свыше 300 миллионов долларов и еще 60 миллионов долларов в другие отрасли экономики Узбекистана. А общая стоимость проекта за период его реализации - 3,5 миллиарда долларов. Дочерняя структура «Лукойла» «Лукойл Оверсиз» и «Узбекнефтегаз» подписали контракт на 35 лет. За это время планируется добыть около 300 млрд.м2 узбекского газа. Добыча и экспорт газа к 2012-2013 годам выйдет на уровень 11-12 млрд.м2
Как известно, доля природного газа в мировом энергобалансе имеет тенденцию роста, и, по прогнозам, к 2020 году она составит 26 % против нынешних 22 %, а спрос европейцев на голубое топливо в ближайшие 20-25 лет увеличится на 20 %. Все эти цифры красноречиво говорят о радужных перспективах газового бизнеса. Но, как и любой другой вид бизнеса, он связан с определенным риском.
Поэтому у каждого игрока на рынке энергоресурсов есть своя стратегия диверсификации с целью обеспечения безопасности и минимизации рисков для себя. Если европейцы не хотят зависеть от России и пытаются диверсифицировать энергетические маршруты в обход ее, то «Лукойл» как нефтедобывающая компания планирует диверсифицировать риски путем расширения своего присутствия за рубежом и увеличения доли газа в добыче с нынешних 10% до 30% в будущем. Одним словом, все ищут альтернативы.
Хотя идея строительства Транскаспийского газопровода витает в воздухе с начала 90-х годов, из-за дороговизны и дальности маршрута ее осуществление откладывалось в долгий ящик. Но в связи с отказом России подписать Европейскую энергетическую хартию и лоббированием Кремля строительства Прикаспийского газопровода вновь стали активно обсуждаться альтернативные маршруты (Набукко, Транскаспийский газопровод).
Однако и у идеи создания Прикаспийского газопровода есть свои «но». По трехсторонней договоренности между Россией, Казахстаном и Туркменией на высшем уровне в мае нынешнего года уже к сентябрю должно было быть подготовлено межправительственное соглашение к подписанию. Но намеченные меры затягиваются в силу особой позиции Туркмении. Во время недавнего визита в Ашгабат российский премьер-министр Зубков заверил, что соглашение будет подписано в ближайшее время, и строительство газопровода начнет осуществляться быстрыми темпами. Если сравнить два альтернативных газопровода, то Прикаспийский имеет ряд преимуществ. Во-первых, он должен пройти вдоль Каспийского побережья 360 км. по территории Туркменистана и около 160 км. - по территории Казахстана и состыковаться на российско-казахской границе с магистральным газопроводом Средняя Азия - Центр. Тогда как по проекту длина Транскаспийского газопровода составляет 1738 км. Во-вторых, расходы на сооружение Прикаспийского в десятки раз меньше стоимости Транскаспийского газопровода. По сегодняшним подсчетам, для осуществления этого проекта требуется 11,5 млрд. долларов.
Новый лидер нейтрального Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, соглашаясь на сотрудничество с Россией по этому проекту, оговаривается, что не отказывается и от альтернативных маршрутов. Понятно, что имеется в виду Транскаспийский газопровод, который лоббирует США, и это не может не раздражать официальную Москву.
Обострению интриги с газопроводами способствует удорожание энергоресурсов. Если Россия не поднимет цену на газ, так как она сама продаёт в страны Европы его намного дороже (230-260 долларов США за 1000 м³), то страны Центральной Азии будут искать альтернативные пути доставки газа на внешний рынок с одной целью: продать свой товар как можно дороже. Здесь не надо искать какую-то политическую подоплеку или «заговор против России». Все диктуется конъюнктурой ценообразования.
Обнадеживает то, что стороны подходят к решению этой проблемы весьма прагматично. И у Узбекистана есть свои интересы в строительстве дополнительного газопровода. Именно по этой причине официальный Ташкент поддерживает строительство Прикаспийского газопровода. Хотя пропускная способность магистральной газовой сети Средняя Азия - Центр пока позволяет наращивать прогонку газа, но она требует модернизации и даже строительства малой параллельной нитки газопровода. А строительство Прикаспийского газопровода даст возможность в два раза увеличить объем экспорта природного газа в европейские страны через Россию. Официальный Ташкент заинтересован в этом с учетом увеличения объемов российских инвестиций в сферу добычи нефти и газа Узбекистана и беспрестанным ростом цен на энергоносители, и он готов оказывать политическую поддержку таким международным проектам.
Возвращаясь к узбекско-российскому торгово-экономическому сотрудничеству, можно сказать, что внушительные проекты не ограничиваются сферой ТЭК. Ожидается, что товарооборот за 2007 год побьет прошлогодний рекорд в 3 млрд. долларов, так как за первые 9 месяцев он уже достиг 2,9 млрд. долларов. 30% всего узбекского внешнего торгового оборота приходится на долю России. По словам Сергея Иванова, объем российских инвестиций в экономику Узбекистана составляет 40% и есть возможности их довести до 50%. Всему этому благоприятствуют хорошие условия, созданные для российских инвесторов.
Российские эксперты считают, что условия работы в Узбекистане для «Лукойл» выгоднее даже чем в самой России из-за монопольного положения «Газпрома» и налогов.
Сулит немало выгод и перспектив сотрудничество в области авиастроения. В рамках рабочего визита первого вице-премьера Иванова согласован проект вхождения со следующего года Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ) в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), хотя не удалось полностью устранить определенные противоречия по вопросам долевого участия. Но это не стант серьезным препятствием в создании весьма влиятельного интегрированного авиастроительного предприятия, которое способно успешно конкурировало на мировом рынке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции