Начало иудейского праздника Ханука
Ханука - «праздник свечей» - празднуется с 25 числа месяца кислев по 2 число месяца тевет по еврейскому календарю (может выпадать на период с конца ноября до конца декабря) и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Праздник посвящен «чуду», происшедшему при освящении Второго иудейского Храма после победы еврейского военачальника Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника (меноры), было, по легенде, осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин «чистого» оливкового масла. Его должно было хватить на сутки, но светильник горел восемь дней. В память об этом событии Ханука празднуется восемь дней. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй - две и т.д., пока в последний вечер не зажигаются все восемь свечей. Заповедь зажигать ханукальные огни следует исполнять чрезвычайно тщательно. Она обязательна для всех: даже нищий, живущий на подаяния, обязан одолжить деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или, по крайней мере, свечи для ханукального светильника. С древних времен распространился обычай исполнять заповедь о зажигании ханукальных огней способом, который в Талмуде называется «мегадрин мин гамегадрин» («Лучшим из лучших»), а именно: каждый член семьи зажигает свой светильник, в первый вечер - один огонек, во второй - два, и так далее. Хотя женщины тоже обязаны зажигать ханукальные огни, поскольку чудо Хануки избавило их от жестоких страданий и, кроме того, особую роль в этом сыграла женщина, тем не менее не принято, чтобы женщины зажигали ханукальные светильники: они исполняют свой долг, присутствуя при зажигании огней мужем или отцом и отвечая «амен» на благословения, которые он при этом произносит. Даже незамужняя женщина сама не зажигает ханукальный светильник. По ее просьбе это может сделать какой-либо мужчина, даже если сам он уже исполнил эту обязанность. Но женщина обязана при этом присутствовать и отвечать «амен» на благословения, которые он произносит. Мальчики начинают зажигать ханукальные огни за некоторое время до достижения ими совершеннолетия, но в последнее время широко распространился обычай приучать к исполнению этой заповеди даже самых маленьких - как только они оказываются способными самостоятельно зажечь светильник и произнести благословения. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму.
Ханука - праздник веселый и радостный. Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься - даже жениху и невесте, если день их бракосочетания совпадает с этими днями. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено. В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи («латкес») и пончики с вареньем (суфгания»). С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное - в особенности блюда, приготовленные из сыра. В число праздничных традиций входит одаривание детей игрушками или деньгами.
День воинской славы России - день начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941)
В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Генеральное наступление немецких войск 30 сентября 1941 года. 2 октября перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Но гитлеровцы не смирились с неудачей и не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. Несколько дивизий были переброшены под Москву с маньчжурской границы. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.
Национальный праздник Королевства Таиланд - День рождения Короля
Король Таиланда - Пумипон Адульядет (Рама IX-великий) - родился 5 декабря 1927 года в Кембридже (США) в семье принца Махидола (1892-1929), брата короля Рамы VII. В Кембридже его отец изучал медицину в Гарвардском университете. Рама IX учился в Лозаннском и Бангкокском университетах, по образованию юрист. 9 июня 1946 года унаследовал престол после смерти старшего брата, короля Рамы VIII (Ананды Махидола). 5 мая 1950 года официально коронован как король Таиланда Рама IX. В 1987 году ему присвоен титул Великий. Пумипон Адульядет принимает активное участие в политической жизни страны. Основатель многих благотворительных фондов. В Таиланде король является не только главой государства, но и покровителем и защитником всех религий. В периоды кризиса он выступает в роли примиряющего посредника, не занимая чью-либо сторону. Король-лидер и национальный символ, стоящий над политикой. Имеет сына-наследника Маха Вачиралонгкорн и трех дочерей. Его Величество Король Пумипон Адульядет - человек разносторонних талантов. Он автогонщик, яхтсмен, хороший фотохудожник, прекрасный джазовый музыкант и композитор, свободно владеет английским, немецким и французским языками. 5 декабря в Таиланде отмечается главный национальный праздник -День рождение Его Величества Короля Пумипона Адульядета. Первое официальное мероприятие праздника - красочная церемония принятия Его Величеством присяги у элитных частей королевской гвардии - проводится 3 декабря на Королевской площади в Бангкоке. В сам день рождения ночной Бангкок в районе Королевского дворца превращается в феерию огня и света: все здания украшаются иллюминацией, вспыхивают салюты, по реке в огнях плывут туристические кораблики, проходят красочные шоу, представления и спортивные мероприятия. В отелях постояльцам преподносят подарки, а в магазинах делают скидки.
195 лет назад (1812) родился Амвросий Оптинский (Александр Михайлович ГРЕНКОВ, 1812-1891), иеромонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни
Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 5 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал обет Богу в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве. Когда Александру исполнилось тридцать лет, он был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия и рукоположен в иеродиакона, а через два года - в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже не смог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение больным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
После кончины преподобного Макария в сентябре 1860 года преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, К.Н.Леонтьев (монах Климент), А.К.Толстой, Л.Н.Толстой, М.П.Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Старцем была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию; во время молитвы его лицо видели преображенным. Скончался преподобный старец 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. Православный народ глубоко почитает Амвросия Оптинского. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи покоятся во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 23 октября.
50 лет назад (1957) в Ленинграде спущен на воду атомный ледокол «Ленин»
Атомное ледокольное судно «Ленин» - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, спроектированное и построенное для обслуживания Северного морского пути (кратчайшего морского пути между Дальним Востоком и Европейской частью России) и экспедиционного плавания в Арктике. Решение о строительстве судна на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, вышел в первое плавание 15 сентября 1959 года. Над проектом судна работал коллектив ученых во главе с физиком Анатолием Петровичем Александровым. Первым капитаном ледокола был Павел Акимович Пономарев.
«Ленин» - гладкопалубное судно длиной 134,0 метра, шириной 27,6 метра, высотой борта 16,1 метра и водоизмещением 16,0 тысяч тонн (без балласта) с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Имеет в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, вырабатывающую пар для четырех главных турбогенераторов. Последние питают постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта (два бортовых и один средний) особо прочной конструкции. Мощность силовой установки - 32,4 мегаватта (44,0 тысячи лошадиных сил). Максимальная скорость на чистой воде - 18,0 узла (33,3 километра в час). Радиационная безопасность личного состава судна и окружающей среды обеспечивается полностью. В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. Всего за 30 лет работы ледокол прошел 654,4 тысячи морских миль (в том числе во льдах 560,6 тысячи морских миль) и провел через льды 3741 судно.
83 года назад (1924) созданы Палехские художественные мастерские
Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к XVI-XVII векам. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV-XVI веков («Акафист Спасителю», «Акафист Богородице», «Преображение»). Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати ). В начале ХХ века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий. 5 декабря 1924 года несколько палехских художников объединились в «Артель древней живописи». Уже с первых лет существования Артели встал вопрос о подготовке специалистов. Вскоре в Артели появились первые ученики. Принятого на испытания подсаживали к мастеру и тот «под рукой» наставника учился искусству палехской росписи. В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи с четырехгодичным сроком обучения. В 1935 году ее преобразовали в художественный техникум. В 1936 году техникум был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Разработал программу преподавания палехского мастерства Николай Михайлович Зиновьев. Он родился в деревне Дягилево Владимирской губернии. В 1906 году закончил учебно-иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе. В 1906-1915 годах работал в Москве по найму в иконописных мастерских. В 1926 году вступил в палехскую Артель древней живописи, преподавал в профшколе с 1928 по 1970 год. Свой творческий опыт и опыт коллектива художников - палешан он обобщил в книге «Искусство Палеха» (1968). Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
4 года назад (2003) совершен террористический акт в вагоне электропоезда Кисловодск - Минеральные Воды; погибли 47 и ранены 180 человек
5 декабря 2003 года в семь часов 42 минуты по московскому времени во втором вагоне пригородного электропоезда № 6309, следовавшего по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды, произошел взрыв. Электричка в этом момент находилась в черте города Ессентуки в 400 метрах от центрального вокзала. Взрыв был настолько мощным, что второй вагон поезда разорвало на две части и перевернуло на бок. Под разрушенными конструкциями оказались десятки людей. Возник пожар. Число жертв этого теракта составило 47 человек, из них 34 погибли на месте взрыва, еще 17 умерли от ран в больницах. Кроме того, ранения различной степени тяжести получили 180 человек. В основном это были минно-взрывные ранения. Основная часть пассажиров - студенты, которые ехали утром на учебу в Пятигорск. Останки террориста-смертника, взорвавшего бомбу, были обнаружены в вагоне, однако бомба разорвалась не полностью. Оставшиеся части уничтожили прибывшие на место саперы. Для усиления поражающего действия боевики положили взрывное устройство в хозяйственную сумку, наполненную мелкими металлическими предметами - болтами, гайками, кусками проволоки. Мощность взрыва составила около 10 килограммов в тротиловом эквиваленте.