Иван Захарченко, международный обозреватель РИА Новости.
МОСКВА, 4 дек - РИА Новости. Одни венесуэльцы не любят Уго Чавеса, поскольку боятся потерять власть и благосостояние, другие, наоборот, любят своего президента, но все же боятся, что он слишком далеко может зайти в попытках построить "демократический социализм", а социальных проблем так и не решит. Видимо, последних стало больше, что и привело в минувшее воскресенье к поражению лидера Венесуэлы на референдуме по конституционной реформе.
На голосование Чавес вынес 69 поправок к основному закону страны, среди которых - отмена ограничений на переизбрание одного и того же человека на президентский пост, введение практики назначения глав местных администраций вместо их всенародного избрания, возможность объявления бессрочного военного положения и ограничений на свободу печати.
Принятие поправок фактически означало бы провозглашение социализма в Венесуэле - стране, считающейся четвертым по величине поставщиком нефти в США.
Как отмечают наблюдатели, большинство венесуэльцев показало, что не разделает взглядов Чавеса, какими бы привлекательными ни были его социально-экономические проекты: поправками Чавеса к конституции предусматривалось также сокращение рабочего дня с восьми до шести часов и возможность создания общественных советов по распределению правительственных фондов.
Поддержали поправки только 49% участников референдума, когда как в оппозиции оказался 51% голосовавших. Вспомним, что год назад на президентских выборах Чавеса поддержало свыше семи миллионов человек, а сейчас - на три миллиона меньше.
Правда, есть мнение, что многие не пришли голосовать, поскольку были уверены в том, что Чавес и так победит. Но этого не произошло.
Сам 53-летний президент, пришедший к власти в 1998 году, признавая свое поражение на нынешнем референдуме, объяснил ситуацию сомнениями и страхами населения, недостатком у него времени для того, чтобы разъяснить суть программы, ведущей к победе социализма. Но как полагают аналитики, Чавес просто переоценил свою популярность в стране.
По словам ведущего научного сотрудника Центра политических исследований Института стран Латинской Америки Эмиля Дабагяна, результаты референдума стали "существенным показателем изменений настроения в венесуэльском обществе".
"Оппозиция сумела аккумулировать эти настроения, но, с другой стороны, правящий блок дал трещину, установилось шаткое равновесие, а тенденция к падению популярности Чавеса прослеживается не только в средних и крупных слоях, но и в правящем лагере", - сказал эксперт РИА Новости.
По сообщениям из Каракаса, хотя за девять лет популистской политики и на фоне растущих цен на нефть социалистической программе Чавеса был обеспечен успех, многие его сторонники разочарованы дороговизной и нехваткой таких продуктов, как молоко, яйца и сахар, недовольны ростом преступности, проявлением культа личности президента. Люди выразили несогласие идти с Чавесом в социалистическое будущее, пока их нынешние нужды остаются неудовлетворенными.
Вместе с тем, успех оппозиции на референдуме в Венесуэле - это еще не "нокаут" для Чавеса. До окончания его президентства остается пять лет и он будет предпринимать все усилия для достижения своих целей. Оппозиция пока еще слишком слаба и разрознена, у нее нет лидера, который мог бы противостоять Уго Чавесу.
Более того, он уже использует результаты референдума в своих целях, называя их проявлением того, что в стране действует демократия, и все обвинения его в диктаторстве не имеют оснований.
Среди бедноты все еще популярны социальные программы Чавеса, в том числе в сферах здравоохранения и образования, и президент, обладающий незаурядным политическим талантом, поклялся продолжать строительство социализма и не собирается ничего менять в своих планах.
Но у оппозиции, воодушевленной первой победой, есть время и шансы для наступления. К примеру, эксперты называют предоставляемую конституцией страны возможность проведения референдума о досрочном сложении полномочий Уго Чавеса. В 2004 году такая попытка уже была предпринята, но результаты оказались на пользу президента. Сейчас ситуация может оказаться иной, и Венесуэла, несмотря на таланты Чавеса, может так и не стать "второй Кубой" в Латинской Америке.