Павел Давыдов, обозреватель РИА Новости в Бейруте
Небольшой сорокаместный самолет компании «Сауди Арамко» разбежался по взлетной полосе принадлежащего ей же аэродрома и взял курс из расположенного на западном берегу Персидского залива города Дамам на юг. Наш путь лежит в одну из самых больших пустынь мира Руб эль-Хали («Пустая четверть»), к нефтяному месторождению Шейба. От Дамама его отделяет 800 километров, от ближайшего человеческого поселения - не менее двухсот.
В раскаленных песках трудятся пять тысяч рабочих саудовской нефтегазовой монополии - компани «Арамко» и связанных с ней контрактными обязательствами иностранных фирм, в том числе российской «Стройтрансгаз». «Стройтрансгаз» стал первой российской строительной компанией, выигравшей тендер в «Сауди Арамко» и вышедшей на емкий и перспективный рынок Саудовской Аравии.
В ближайшие годы власти королевства, в недрах которого сокрыта четверть мировых запасов нефти и 234,5 триллиона кубических футов газа, планируют израсходовать на развитие нефтегазовой сферы 120 миллиардов долларов.
На эти деньги будут освоение новые месторождения, построены гигантские заводы по переработке нефти и газового конденсата, проложены дополнительные ветки нефте- и газопроводов, в том числе и на месторождении Шейба. Здесь производство нефти в ближайшие два года увеличится в три раза и будет доведено до 750 тысяч баррелей в день. Для ее переработки к концу 2008 года должен быть построен нефтеочистительный завод, а для перекачки - новая труба длиной 217 километров. Уложить ее должны специалисты «Стройтрансгаза».
Задача, надо сказать, непростая. Сроки очень сжатые, а заказчик в лице «Сауди Арамко» предельно требовательный. График выполнения работ от старта до финиша контролируется на всех уровнях буквально в ежедневном режиме. Пожалуй, никогда ранее российские фирмы в таких условиях не работали. Однако игра стоит свеч. Если «Стройтрансгаз» успешно выполнит эту задачу, то вполне может рассчитывать на новые крупные контракты на саудовском рынке.
«Сабха - 40»
Местность, по которой пройдет трасса нефтепровода, завораживает своей неповторимой «марсианской» красотой. Море песка красновато-ржавого цвета, то переливающегося волнами дюн, то вздымающегося холмами высотой до 200 метров. Это песчаное царство перемежается ровными как стол, без единой песчинки солончаковыми линзами - каждая словно расчищенный каток, окруженный высокими песчаными сугробами.
Такой «каток» называется «сабха». Миллионы лет назад там, где сегодня расположена Шейба, находилось большое пресноводное озеро. Со временем оно испарилось, а образовавшиеся на его месте солончаки постепенно затянулись песками. Но не целиком. Сабхи - это те участки бывшего озера, которые стоически противостоят натиску пустыни. Они неустанно поглощают наметаемый на них песок, образуя ровную и твердую поверхность. На них в Шейбе расположены все рабочие поселки, промышленные предприятия, городок компании «Сауди Арамко» и аэродром, способный принимать реактивные лайнеры.
Все сабхи инвентаризированы и имеют порядковый номер. По адресу «Сабха - 40» находится поселок компании «Стройтрансгаз» - полтора десятка рядов каркасных домиков-вагончиков белого цвета, окруженных словно крепостной стеной валом из красного песка. Ни деревца кругом, ни травинки. Только режущее глаза солнце над головой и песок. Один песок.
Дикость и изолированность местности, суровость климата скрашивают прекрасные бытовые условия, в которых живут российские специалисты. В распоряжении каждого из них отдельная квартира, состоящая из 12-метровой комнаты и просторной туалетной комнаты с душевой кабиной. Мощный кондиционер (летом снаружи температура поднимается до 55 градусов), телевизор, настроенный на прием российских телеканалов, новая мебель.
Кроме того в городке имеется прачечная, тренажерный зал, бильярдная, волейбольная площадка, комната отдыха, столовая. Все услуги, включая трехразовое питание на уровне приличного ресторана, - бесплатные, включая перелет из Дамама в Шейбу и обратно. Единственное, чего нет в поселке - это магазина, поскольку считается, что он не нужен. Такой коммунизм в отдельно взятой пустыне.
Рощица
Но даже когда все вроде есть, непривычная для россиян обстановка все равно давит.
«Рощицу нашу видели»? - улыбаясь, спрашивает технический директор строительства Алексей Потапенко.
И поясняет, что «рощицей» российские строители окрестили три чахлых кустика, что растут возле дороги в нескольких километрах от поселка. В отличие от колючек, зелеными шапочками лежащих прямо на песке, эти кустики приподнялись над ним сантиметров на пятнадцать на тонюсеньких стебельках. Этого оказалось достаточно, чтобы на них обратил внимание какой-то тоскующий по зеленым просторам россиянин.
«Самое тяжелое здесь - это замкнутость пространства. Некуда пойти. Ни жилых поселков, ни рыбалки, ни грибов, ни ягод. Строителей трубопроводов не удивишь замкнутой жизнью, мы к ней привыкли, но не до такой степени», - говорит начальник строительства Валерий Лукин.
Действительно, деваться в Шейбе абсолютно некуда, особенно в выходные дни. Маршрут здесь один - трасса строящегося нефтепровода и обратно. С другой стороны, по сторонам смотреть тоже особо некогда. Рабочая смена начинается в 5 утра, идет с двухчасовым перерывом на обед до 4.00-4.30 вечера. В пять уже становится темно. Пока доехал с работы до дома, принял душ, поужинал - уже пора спать.
«Летом, в самую жару работать станем в две смены - с 4-х до 11 утра и с 4 вечера до полуночи», - говорит Лукин.
Спешить заставляют жесткие условия контракта. В июле 2008 года нефтепровод должен быть сдан. А на первом этапе не все шло гладко. Не сразу российские строители приноровились к требованиям заказчика, были и остаются проблемы с подбором кадров. Спрос на квалифицированных специалистов, особенно сварщиков, повсеместно так высок, что готовых работников на месте найти не так-то просто.
«Из 42-х сварщиков, предложенных нам местной рекрутинговой компанией, отобрали всего двоих», - говорит заместитель начальника строительства Михаил Ошев.
Не всегда предъявляемым требованиям отвечают и рабочие, приезжающие из России. Поэтому и тех и других доучивать приходится на месте.
«Ничего, в сроки уложимся, - говорит Ошев. - Медленно запрягаем, да быстро поедем».
Уверенности опытным руководителям придает наличие на трассе многих молодых грамотных специалистов.
«Одно время казалось, что за нами, стариками никто не идет, - говорит Ошев, почти 35 лет проработавший на строительстве трубопроводов. - А сейчас молодежь потянулась в технические специальности, в том числе и к нам заворачивает».
Молодежь
Выпускник Уфимского государственного нефтяного технического университета Азат Абзалов - один из тех, о ком говорит Ошев. В Шейбе он «старожил», с начала августа возглавляет бригаду сварщиков из 60 человек. В свои 23 года Азат успел уже поработать и на Дальнем Востоке, и на российском Севере, и с уверенностью говорит, что условия работы в Шейбе значительно лучше.
«Трасса нефтепровода здесь проходит вдоль шоссе, удаляясь от него максимум на один километр. Никаких тебе болот, бездорожья, всюду к ней можно подъехать на машине. Бытовые условия - прекрасные. Городок наш считается лучшим в Шейбе», - перечисляет преимущества пустынной жизни Азат.
Его не смущает то, что поблизости нет жилья. Это, считает молодой прораб, даже хорошо.
«Люди высыпаются, утром выходят на работу отдохнувшие, адекватные», - говорит он.
«Адекватности» способствует и сухой закон, действующий в Шейбе, как и на всей территории Саудовской Аравии.
«Не нравится в Шейбе тем, кому не с чем сравнивать», - говорит Абзалов.
Наверное, оно так и есть. Но хотя в Шейбе нет комаров и слепней и, в отличие от Сибири, здесь не отмерзают пальцы в форменных ботинках с металлическими носами, пустыня есть пустыня.
«На «Сабхе - 40» еще ничего. Пески красивые, рельеф волнистый. А вот третий поселок, в конце трассы, нам придется разбивать на плоском участке пустыни и уже не в красных песках, а в уныло-серых. Очень тоскливое зрелище», - говорит Михаил Ошев.
Предвидя психологическую усталость коллектива, руководители строительства приняли решение дать возможность каждому желающему раз в три месяца слетать на родину, к семье. Правда, компания оплатит лишь две поездки из четырех. Так что, скорее всего, отпуск получится не раз в квартал, а раз в полгода. Прямого авиационного сообщения между нашими странами нет, и дорога из Дамама до Москвы получается дорогая. А люди, понятно, ехали из России в Саудовскую Аравию, чтобы заработать, а не кататься туда сюда за свой счет.
Кстати, по уровню зарплат газопровод «Шейба - Абкайк» находится, по словам Лукина, на уровне «Сахалин -2», который в России был самым высоким.
«Чтобы стимулировать людей и уложиться в сроки, мы ввели премиальную систему. Это дает возможность увеличить заработок на 20 - 30 процентов», - говорит начальник строительства.
Так что, похоже, что и сроки будут соблюдены, и строители довольны.