Никита Петров, специально для "РИА Новости".
Президент России подписал закон о создании государственной компании «Российские технологии». Ее генеральным директором назначен бывший глава монопольного экспортера российского оружия и боевой техники - «Рособоронэкспорта», друг и сослуживец Владимира Путина по работе в ГДР Сергей Чемезов.
Чемезов, как он сам заявил в одном из интервью, был основным инициатором и мотором создания «Ростехнологий», куда, кроме «Рособоронэкспорта», вошли «ВСМПО-АВИСМА» (производство титана и комплектующих из него), «АвтоВАЗ» (легковые автомобили), «Оборонпром» (выпуск вертолетов) и другие промышленные и финансовые структуры. Предполагается, что в состав «Ростехнологий» войдут также Волгоградские предприятия, выпускающие спецсталь, в том числе и для бронетехники, Арзамасский завод, специализирующийся на бронетранспортерах, Горьковский автомобильный - ГАЗ, а в перспективе и предприятия электронной промышленности, авиационного двигателестроения, создания средств автоматизированного управления боем... Словом, очень многое из того, что составляет сегодня основу российской «оборонки».
Нельзя не заметить, что создающаяся госкорпорация пытается отобрать у Агентства по промышленности самые лакомые кусочки, которые в этой структуре до сих пор не получили должного развития. Одновременно Чемезов и его коллеги получают крайне эффективные экономические рычаги. Например, закон о создании «Ростехнологий» предусматривает акционирование госкорпорации и всех входящих в нее структур. В том числе и «Рособоронэкспорта». Если учесть, что уже сегодня эта организация зарабатывает на поставках оружия за рубеж больше 5,5 млрд. долларов в год, а портфель ее заказов превышает 20 млрд. долларов, то можно представить, какие серьезные средства будут вложены в госкорпорацию и в ее развитие. Не секрет, что именно оборонная отрасль, наряду с нефтегазовым сектором, позволяет России находиться сегодня в одном ряду с ведущими государствами мира. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (СИПРИ) даже считает, что по объему продаж вооружений на мировом рынке Россия сегодня на один процент опережает США.
Правда, одним из ключевых козырей в конкурентной борьбе России на рынке оружия была до последнего времени его относительно невысокая цена. Российские образцы боевой техники оказывались в среднем на 25% дешевле зарубежных аналогов. Однако рост цен на энергоносители, на металл, зачастую неоправданно завышенные цены поставщиков на комплектующие и другие составляющие стоимости «военного товара» уже не позволяют сохранять ценовые параметры российской техники на прежнем уровне.
Более того, «Рособоронэкспорт» - монополист на поставки оружия на экспорт - начал сталкиваться с проблемами, которые по своей природе к рыночным вовсе не относятся и которые никак от него не зависят. Он не имеет возможности регулировать и контролировать кооперационные связи между участниками всей производственной цепочки. Зачастую предприятия, занятые исполнением оборонных контрактов с иностранными государствами, не выполняют свои договорные обязательства, подводят со сроками контрактных обязательств и даже поставляют такую продукцию, которая влечет за собой рекламации и штрафы. О чем на недавнем совещании по военно-техническому сотрудничеству вынужден был говорить даже президент Владимир Путин.
А с помощью госкорпорации «Российские технологии», как утверждает Сергей Чемезов, «Рособоронэкспорт», который станет составной частью «Ростехнологий», возглавит весь процесс, станет контролировать всю производственно-сбытовую цепочку от НИОКР до поставок специмущества за рубеж. Стратегия действий новой государственной компании, говорит он, диктует необходимость создания металлургического холдинга, интеграцию металлообрабатывающих предприятий, внедрение экономических механизмов по снижению затрат на энергоносители и тому подобное. Этому, в том числе, как раз и должно способствовать акционирование всех предприятий, входящих в «Ростехнологии», управление ими из единого центра, каким станет руководство самой большой в стране корпорации. Больше похожей на министерство машиностроения, чем на акционерное общество.
На первоначальном этапе все акции «Ростехнологий», как и акции «Рособоронэкспорта», будут принадлежать государству. Но в перспективе, как утверждает господин Чемезов, они могут быть выведены даже на биржу. Госкорпорация нуждается в притоке частного капитала, говорит он, а сделать это невозможно, если не делегировать право отдельным лицам и бизнес-структурам вкладывать средства в столь прибыльное дело, как производство и торговля оружием и боевой техникой. При этом контрольный пакет акций - 25% плюс одна, как задумано создателями «Ростехнологий», в любом случае будет находиться в руках у государства. Оно не утратит контроль за этой высокотехнологичной отраслью промышленности и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Но привлечь частный капитал в «оборонку» не так просто. Дело в том, что российские инвесторы обычно хотят получить отдачу от вложенных средств сравнительно быстро - через год-два. В оборонной промышленности это не всегда получается. Во-первых, потому, что производство современного вооружения, от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) до запуска боевой техники в серию, занимает достаточно много времени. В зависимости от вида оружия - от пяти до десяти лет. Во-вторых, всегда существует довольно большой риск - вдруг задуманные тактико-технические характеристики не воплотятся в металле. И средства, затраченные на всю эту работу, фактически уйдут в песок. Трудно найти такого частника, который согласен рисковать своими деньгами.
Это хорошо понимают в «Ростехнологиях». Поэтому и предлагают частным инвесторам, не только отечественным, но и зарубежным, различные преференции и льготы, что уже заложены в закон. Вроде освобождения от некоторых налогов на этапе НИОКР, а также гарантированные государственные заказы и получение прибыли от поставок боевой техники за рубеж. Примерно так, как это происходит в крупнейших зарубежных оборонных фирмах (Boeing, Lockheed Martin, General Motors и др.).
С целью привлечения в госкорпорацию частного капитала и снижения производственных затрат на выпуск военной продукции в проект закона о «Ростехнологиях» был заложен пункт о выполнении корпорацией и государственного оборонного заказа. Его инициаторы руководствовались тем обстоятельством, что сегодня заказы иностранных государств на российскую боевую технику зачастую превышают объем заказов собственной армии. К примеру, Индия заказала России свыше трехсот танков Т-90С, а Минобороны - едва-едва полсотни. Объединить оба заказа в один значит резко снизить себестоимость производства каждой отдельной машины. Но военные посчитали, что это ставит их в невыгодное положение. Завод сначала станет делать валютный заказ и только потом - рублевый, который значительно дешевле. А армии нужно ровно наоборот.
И оборонный заказ в текст закона о «Ростехнологиях» в итоге не вошел. У военного ведомства осталось в подчинении Агентство по оборонному заказу, которое станет добиваться от предприятий, даже вошедших в «Ростехнологии», выполнения в первую очередь заказа родного государства и только потом - иностранных.
Создание «Ростехнологий», конечно же, не решает всех проблем «оборонки», но и без этой корпорации, как показывает практика, тоже не обойтись. А о результатах ее работы можно будет судить только через несколько лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции