Галина Зевелёва, кандидат экономических наук, для РИА Новости.
До сих пор Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) стремилась изменить Россию и другие страны бывшего СССР. Теперь Россия вместе со своими союзниками по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) хочет изменить ОБСЕ. После мадридской встречи министров иностранных дел стран-членов организации на прошлой неделе стало ясно, что, во-первых, Россия уже точно не допустит возврата ОБСЕ к той модели поведения, которая сложилась в 90-е годы. Но, во-вторых, для преобразования ее на новых основах у России пока нет достаточных сил и влияния.
Заметим: ни члены ЕС, ни США с Канадой никак не проецируют деятельность ОБСЕ на самих себя. Для них организация - это инструмент внешней политики, например - демократизации стран бывшего Советскогого Союза а не олицетворение добровольно взятых на себя обязательств в плане собственного внутреннего устройства.
При этом существуют определенные различия в подходах США и стран ЕС к ОБСЕ.
В США еще в 1976 году была образована Хельсинкская комисссия США, куда входят по девять сенаторов и конгрессменов, а также три представителя исполнительной власти. В законе об образовании комиссии прямо говорится, что она призвана осуществлять мониторинг исполнения положений Заключительного акта в других странах. И ни слова - об обязательствах самих Соединенных Штатов. За последние годы абсолютное большинство слушаний в комиссии было посвящено странам, расположенным «к востоку от Вены». Только однажды был поднят вопрос о тюрьме в Гуантанамо, да и то исключительно с точки зрения последствий для международного «лидерства Соединенных Штатов в области прав человека». В целом Америка не слишком дорожит ОБСЕ и даже угрожала прекратить свои взносы в эту организацию, если не будет проведено сокращение ее персонала.
Европейцы относятся к ОБСЕ внимательнее, но для них эта организация имеет подчиненное значение по сравнению с институтами ЕС, в рамках которых решаются все важнейшие вопросы. И налицо тот же, что у американцев, рефлекс: ОБСЕ действует только на постсоветском пространстве. Например, на ее заседаниях России, часто справедливо, вменяются в вину нарушения прав человека и демократических норм. Однако когда на тех же встречах Россия поднимает подобные вопросы, например по поводу положения русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, европейцы ей говорят, что это внутреннее дело ЕС.
Еще до конференции в Мадриде было ясно, что отношения учителей и учеников, сложившиеся в ОБСЕ в прошлое десятилетие, больше не приемлемы для России. Однако прежняя схема отношений в ОБСЕ сохраняется, и западные страны не торопятся ее менять. Например, на прошлой неделе в Мадриде заместитель госсекретаря США Николас Бернс обвинил Россию в стремлении ослабить Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, добавив, что «мы не пойдем на компромисс и не сдвинемся ни на миллиметр, если речь пойдет об ослаблении БДИПЧ». В ответ Сергей Лавров назвал позицию США неконструктивной и заметил, что нежелание «отступать ни на миллиметр» противоречит самой идее переговоров, а также «не добавляет надежды на будущее ОБСЕ».
В этом контексте поддержанное Россией (и успешно проведенное) выдвижение Казахстана на роль председателя ОБСЕ в 2010 году служит установлению более равноправных отношений между странами в рамках этой организации. Для России это был вопрос принципиальный, и тут напрашиваются определенные параллели с выдвижением Москвой осенью этого года своей кандидатуры на пост директора Международного Валютного Фонда (МВФ). До сих пор такие решения принимались по совместной договоренности между США и ЕС. По большому счету, РФ не имела ничего против предложенной ими этой осенью кандидатуры, кроме одного: ей не нравилась недемократичность процесса. Предложив другую, заведомо непроходимую, кандидатуру на пост руководителя МВФ (тоже из страны ЕС), Россия фактически изменила саму процедуру отбора, сделав ее более открытой и сломав в этом вопросе монополию западных стран.
ОБСЕ для России чрезвычайно важна как международная площадка для совместной со странами Запада работы над решением глобальных и общеевропейских проблем. Поэтому в интересах России оставаться членом этой организации, но добиваться ее перестройки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Понятно, что без России существование ОБСЕ теряет смысл, и рано или поздно Западу придется учесть мнение Москвы и начать работу по приведению принципов работы этой оргагизации в соответствие с изменением расклада сил на международной арене. Ведь безусловное лидерство США и стран ЕС в мире оказалось недолгим и подходит к концу на наших глазах. Другое дело, что Россия, в отличие от прошлого десятилетия, уже достаточно сильна, чтобы быть услышанной, но пока еще слишком слаба, чтобы добиваться немедленных результатов, в частности, в реформе ОБСЕ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции