День Революционных вооруженных сил Республики Куба
В 1952 году, когда Фульхенсио Батиста установил на Кубе диктаторский режим, повстанческое движение в республике возглавил доктор Фидель Кастро Рус, молодой адвокат родом из провинции Орьенте, выпускник Гаванского университета. 26 июля 1953 года группа вооруженных лиц во главе с Кастро попыталась захватить армейские казармы в крепости Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Большинство участников этой акции были арестованы. Кастро со своими сподвижниками предстал перед судом, где произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает». В тюрьме на острове Пинос участники штурма Монкады провели два года и в 1955 году были высланы за пределы Кубы. За границей (в США и Мексике) Кастро организовал «Движение 26 июля», ставившее своей целью вооруженное свержение режима Батисты. 2 декабря 1956 года Кастро и 80 его сторонников совершили плавание на яхте «Гранма» от Мексики к берегам Кубы. В первом бою с правительственными войсками революционеры были разгромлены, но 12 человек во главе с Кастро пробились в горы Сьерра-Маэстра. Кастро организовал повстанческую армию, которая в течение 1956-1958 годов распространила свои действия на другие районы Кубы. В решающих боях в конце 1958 года армия Фиделя разгромила правительственные войска. 1 января 1959 года повстанцы вступили в Гавану. Кастро сформировал новое правительство Кубы из числа своих соратников-революционеров.
70 лет назад (1937) родился Юрий Петрович Ракша, живописец, художник-постановщик кинофильмов
Юрий Ракша родился 2 декабря 1937 года в Уфе, в рабочей семье. Учился в Москве в средней художественной школе при институте имени Сурикова, которую окончил с серебряной медалью, и еще пять лет во ВГИКе, на художественном отделении. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (наиболее значительные кинофильмы - «Время, вперед!», «Дерсу Узала», «Восхождение»). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - «Современник», «Добрый зверь, добрый человек», «Моя мама», «Продолжение», «Разговор о будущем», «Земляничная поляна» - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Его часто видели в дальневосточной тайге, на площадках нефтяников, у геологов, на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Юрий Ракша создал более ста пятидесяти живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг. Последним крупным произведением мастера стал живописный триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние»). Над ним он работал, будучи уже смертельно больным. В последние часы своей жизни он уже не мог стоять, хотя еще пытался делать последние мазки. Потом уже не мог держать даже кисть. Умер Юрий Ракша 1 сентября 1980 года. Его имя в 1984 году присвоено вновь открытой планете Солнечной системы.
202 года назад (1805) произошло Аустерлицкое сражение
Аустерлицкое сражение - решающее сражение между российско-австрийской и французской армиями в районе Аустерлица (ныне город Славков в Чехии) во время русско-австро-французской войны 1805 года. Накануне сражения русско-австрийская армия под командованием генерала М.И.Кутузова насчитывала 86 тысяч человек (в том числе 15 тысяч австрийцев), французская армия Наполеона I - 73 тысячи. Русско-австрийские войска занимали сильные позиции в районе Ольмюца в ожидании подхода подкреплений. Александр I, игнорируя мнение Кутузова, принял план австрийского генерала Ф.Вейротера, предусматривавший наступление на основе устаревшей стратегии без учета маневра противника и без достаточных данных об обстановке. Наполеон стремился к генеральному сражению, рассчитывая разгромить противника до подхода к нему подкреплений. Он распространял слухи о слабости французской армии и даже начал тайные переговоры с Австрией о мире. Русско-австрийские войска с 27 ноября по 1 декабря 1805 года совершили марш из Ольмюца к Аустерлицу и заняли на виду у противника исходное положение. Аустерлицкая битва началась 2 декабря 1805 года. Наполеон, прикрывшись частью сил на правом фланге, нанес удар главными силами (50 тысяч) на Праценские высоты, где французы рассекли союзную армию надвое. Яростные попытки вновь отбить высоты ни к чему не привели. Правый фланг русско-австрийских войск был прижат к замерзшим озерам. Когда несколько тысяч солдат, отступая, оказались на льду, французская армия стала бить по ним картечью. Потери союзных войск составили 27 тысяч человек, французов - 12 тысяч человек. Поражение было сокрушительным. Уже 26 декабря 1805 года в Пресбурге был подписан мир между Австрией и Францией. Венеция, Истрия, Далмация отходили к наполеоновскому Итальянскому королевству, Тироль - к союзнику Наполеона Баварии.
166 лет назад (1841) после перестройки в Петербурге торжественно открыт Аничков мост
Трехпролетный каменный Аничков мост через Фонтанку - один из красивейших в Санкт-Петербурге. Его построили одним из первых, в 1715 году, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Название мост получил от примыкающей к нему слободы, построенной полковником М.О.Аничковым. Сначала это был деревянный мост, но в 1726 году его переделали в подъемный, и он долгое время служил караульным местом, где проверяли паспорта у лиц, въезжающих в столицу. В 1741 году была проведена первая крупная реставрация Аничкова моста: ко двору Елизаветы Петровны должен был приехать персидский посол с дорогими дарами. В числе подарков были 14 слонов, которые должны были пройти через Аничков мост, а он в то время был в ветхом состоянии. В царствовании Екатерины II мост был уже каменным. При восшествии на престол Николая I был задуман проект украшения моста. Разработка проекта была поручена скульптору Петру Клодту. Он украсил Аничков мост композициями из четырех скульптур, запечатлевших победу человека над дикой силой. В первой скульптуре - вздыбленный дикий конь и поверженный на землю человек; во второй - юноша поднялся на колено и сдерживает рвущегося вперед коня. Третья скульптура - юноша уже поднялся с колен и уздой сдерживает все еще разгоряченного коня. Четвертая скульптура - конь укрощен, он покорился человеку. Свой замысел - показать последовательные фазы укрощения коня - Клодт оттенил такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони уже подкованы, покрыты попонами и во рту удила. Скульптурные композиции были сделаны из гипса и окрашены под бронзу. 2 декабря 1841 года Аничков мост был торжественно открыт. Три пролета моста были перекрыты каменными арками, узор литой чугунной решетки с изображениями русалок и морских коньков скопирован с решетки Дворцового моста в Берлине, построенного известным архитектором К.Шинкелем в 1820-х годах. Через несколько десятилетий (в 1906 году) мост был перестроен. Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, две скульптуры были сняты с постаментов, а в июле 1942 года - две другие. Все скульптуры были укрыты в котлованах, вырытых во дворе Аничкова Дворца. В июне 1945 года за одну ночь скульптуры подняли из котлованов, отчистили от земли, промыли бензином и установили на мосту. Реставрация знаменитых скульптур Аничкова моста «Укрощение коня» была произведена в Санкт-Петербурге в 2000-2001 годах, продолжалась 11 месяцев. Большие трещины, которые угрожали целостности статуй, были заварены, в микроизъяны введен герметик, а основания статуй усилены специальными рамами, которые позволяют снизить нагрузки и легко регулировать положение скульптур на мосту.
63 года назад (1946) родился Джанни Версаче, итальянский модельер
Джанни Версаче родился 2 декабря 1946 года на юге страны, в Калабрии. Мать его была портнихой, у нее юный Джанни брал первые уроки кройки и шитья. Затем - головокружительный взлет, переезд в Милан, основание одной из крупнейших империй в мире высокой моды. К своему 50-летию Джанни Версаче пришел мультимиллиардером, преуспевающим и признанным законодателем вкусов и стиля. Туалеты от Версаче носили принцесса Диана и такие звезды, как Мадонна, Деми Мур, Род Стюарт, Элтон Джон, Джейн Фонда, Ким Бэссинджер, фигуристка Оксана Баюл. 15 июля 1997 года Джанни Версаче был застрелен у ворот своего дома в Майами (штат Флорида). В то роковое утро 50-летний «император моды», как называли его друзья, встал довольно рано, гулял, а потом отправился в ближайшее кафе, чтобы позавтракать и пролистать газеты. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы. Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако шеф полиции Ричард Баррето описал Кунанана как очаровательного человека, но хладнокровного убийцу, который выбирал себе жертвы среди гомосексуалистов. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии.
67 лет назад (1940) умер Николай Константинович Кольцов, основоположник экспериментальной биологии в России и СССР
Николай Кольцов родился 15 июля 1872 года в Москве. Окончил Московский университет. Был командирован на морские зоологические станции в Неаполе, Виллафранке, Роскофе и в биологические лаборатории европейских университетов. С 1899 года - приват-доцент Московского университета, с 1903 года - профессор Высших женских курсов, с 1908 - университета имени Шанявского. В 1917-1938 годах - директор организованного им Института экспериментальной биологии. Выполнив несколько фундаментальных исследований по сравнительной анатомии позвоночных, в дальнейшем работал в основном в области экспериментальной цитологии, физико-химической биологии и генетики. Первым разработал гипотезу молекулярного строения и матричной репродукции хромосом («наследственные молекулы»), предвосхитившую главнейшие принципиальные положения современной молекулярной биологии и генетики. Положил начало московским школам экспериментальных зоологов, цитологов, генетиков. В 1935 году Николая Кольцова избрали академиком ВАСХНИЛ и доктором зоологии. Среди учеников Кольцова - И.Рапопорт, Н.Дубинин, Н.Тимофеев-Ресовский, Б.Астауров, В.Сахаров, С.Четвериков. Во второй половине 1930 годов советская биология подверглась гонениям, особенно пострадали такие области, как генетика, цитология, молекулярная биология. Новое поколение «ученых» отрицало даже роль хромосом в наследственности. Был арестован известный генетик Николай Вавилов. 4 марта 1939 года Президиум АН СССР рассмотрел вопрос «Об усилении борьбы с имеющимися лженаучными извращениями» и создал комиссию для ознакомления с работой Института Кольцова. От Кольцова потребовали, чтобы он в «общепринятой форме» «дал... разбор своих лжеучений в... научном журнале или, лучше, во всех журналах... выполнив элементарный долг перед партией». Но Кольцов не сделал этого, и его уволили с поста директора Института молекулярной биологии. Умер Николай Кольцов в Ленинграде 2 декабря 1940 года. В архиве ученого осталось множество неоконченных трудов.