1990 - двуглавый орел утвержден гербом России
Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году после его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог: изображение двуглавого орла (герб Византии) соединили с московским гербом, в результате чего на одной половине герба изображался орел, на другой - всадник, попирающий дракона. В дальнейшем в герб вносились изменения. На печатях царя Ивана IV Грозного на груди орла стало помещаться изображение Георгия Победоносца - символа московских князей. С 1625 года, при царе Михаиле Федоровиче, над главами орла появились три короны. После учреждения Петром I русского ордена Андрея Первозванного в герб была включена цепь со знаком ордена. При Павле I в герб было внесено еще и изображение Мальтийского креста. Масштабную реформу герба произвел Александр I - в 1825 году государственному орлу была придана не геральдическая, а совершенно произвольная форма. Этот орел имел широко распущенные крылья и держал перевитые лентами громовые стрелы и факел в правой лапе, а лавровый венец - в левой. Исчезла династическая Андреевская цепь, а на груди орла появился нетрадиционный (сердцевидной формы), заостренный кверху щит с Московским гербом. Император Николай I уже в 1830 году вернулся к традиционной эмблеме, но дополнил ее гербами царств, входящих в состав Российской империи. Щиты этих гербов располагались на распахнутых крыльях орла. Новой реформой герба ознаменовалось и царствование Александра II. Это была чисто геральдическая реформа - рисунок герба приводился в соответствие с международными правилами геральдики. В 1882 году учреждается строгая иерархия герба - Большой, Средний и Малый государственные гербы Российской Империи. С этого времени и до февраля 1917 года изображение герба становится незыблемым. После февральской революции 1917 года на печати и денежных знаках Временного правительства фигурировал имперский двуглавый орел, но без корон. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» упразднялись российские знаки различия, ордена, флаг и герб. 5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда указами президента Бориса Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба. 30 ноября 1993 года президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно Положению о гербе, он представляет собой «изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона».
25 декабря 2000 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». В соответствии с законом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
1698 - Петром I учрежден орден Андрея Первозванного
1698 - Петром I учреждена первая (и высшая) награда России - орден Андрея Первозванного.
Орден святого Андрея Первозванного был учрежден Петром I 30 ноября 1698 года и являлся высшей государственной наградой России до 1917 года. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из следующих элементов: собственно знак (крест) ордена, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряная восьмиконечная звезда с помещенным в ее центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи. Эту высшую награду получали за чрезвычайные заслуги перед Отечеством лишь офицеры не ниже генерала, государственные деятели и духовенство. Первым кавалером ордена в 1699 году стал дипломат и государственный деятель Федор Головин. Сам Петр I стал шестым кавалером ордена за взятие в устье Невы шведских военных кораблей. За два века орден получили немногим более тысячи человек. 1 июля 1998 года вышел Указ президента РФ, восстанавливающий орден Андрея Первозванного. Документом определено, что «орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей государственной наградой Российской Федерации». Им «награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане Российской Федерации за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России». Первыми кавалерами восстановленного ордена стали академик Дмитрий Лихачев, оружейник Михаил Калашников и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В ряду обладателей награды - патриарх Московский Алексий II, академик Валерий Шумаков, председатель Союза женщин Дагестана Фазу Алиева, поэт Рамсул Гамзатов, певицы Людмила Зыкина, Ирина Архипова, академик Борис Петровский.
1667 - родился Джонатан Свифт
1667 - родился Джонатан Свифт, выдающийся английский писатель, публицист, мастер сатиры.
Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине в английской семье. Джонатан получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование - сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686 году. В 1689 году в связи с событиями так называемой «славной революции», вызвавшими бурную реакцию в Ирландии, Свифт переезжает в Англию, где служит секретарем и библиотекарем отставного дипломата и видного эссеиста У.Темпла. В его поместье Мур-Парк Свифт начинает литературную деятельность, здесь написаны «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву». В 1695 году Свифт рукоположен в священники англиканской церкви и весь следующий год служит в Килруте, на севере Ирландии. В 1697 году выходит его памфлет «Битва книг», аллегорическая сатира на современные ему литературные споры о «древнем» и «новом». В 1701 году опубликован памфлет «Раздоры и распри в Афинах и Риме», в котором Свифт выступает с теорией о должном равновесии между короной и обеими палатами парламента. В этом же году Свифт становится доктором богословия. Он получает место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывает наездами. Свифт имеет славу политического памфлетиста, и виги считают его своим сторонником. В 1704 году Свифт публикует одно из своих знаменитых сатирических произведений - «Сказку бочки». В ней три ветви христианства - католическая, англиканская и пуританская - изображены в лице трех братьев, представляющих каждый свою церковь; их борьба за политическую власть и богатство, их лживость и распутство обрисованы в духе пародийного жития. В 1710 году к власти приходят тори. Решив, что политика правительства вигов идет не на пользу англиканской церкви, Свифт переходит на сторону тори и издает их журнал «Экзаминер». В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в памфлетах «Поведение союзников», «Общественный дух вигов» Свифт защищает тори. В 1713 году он назначен настоятелем (деканом) собора св.Патрика в Дублине. После кончины королевы Анны и возвращения вигов к власти в 1714 году Свифт уезжает в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, остается до конца жизни. Какое-то время он уединенно живет в Дублине, однако в 1720 вновь начинает интересоваться общественными делами (памфлеты «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков»). В 1723-1724 годах в серии «Писем суконщика», воспроизводя логику и язык рядового обывателя, Свифт так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии. Вершина творчества Свифта - «Путешествия Гулливера» (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, Свифт «открывает» фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Основным приемом сатиры Свифта была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. В 1731 году Свифт пишет «Стихи на смерть доктора Свифта», где остроумно изображает радостный переполох, который вызовет в официальных кругах кончина беспокойного литератора. Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 года в Дублине. На его могильной плите высечена составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, где суровое негодование не может терзать сердце усопшего. Проходи, путник, и подражай, если сможешь, по мере сил, смелому защитнику свободы».
1718 - погиб Карл XII, шведский король, разбитый под Полтавой
Карл вступил на престол, когда ему было пятнадцать лет, а в восемнадцать, погрузив на суда свое небольшое войско, отправился в Эстонию, где русские войска осаждали Нарву. Битва и победа под этим городом в ноябре 1700 года принесли Карлу XII европейскую славу великого полководца. Перезимовав в Эстонии, он двинулся вглубь Польши, чем воспользовался Петр I. В 1700-1702 годах он осуществил грандиозную военную реформу - фактически заново создал армию и Балтийский флот. Весной 1703 года в устье Невы Петр основал город и крепость Санкт-Петербург, а позже - морскую цитадель Кронштадт. Летом 1704 года русские захватили Дерпт (Тарту) и Нарву и, таким образом, закрепились на побережье Финского залива. В то время Петр был готов заключить мирный договор со Швецией, но Карл решил продолжать войну до полной победы, чтобы полностью отрезать Россию от морских торговых путей. В ходе Северной войны, 8 июля 1709 года, произошла знаменитая Полтавская битва, где встретились основные силы русских и шведских войск. Битва закончилась убедительной победой русской армии. Король был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна. Полтавская победа определила исход Северной войны. После нескольких лет пребывания в Турции король вернулся на родину в 1715 году уже умудренным опытом человеком, он склонялся к миру с Россией, начав мирные переговоры, но в 1718 году погиб при осаде норвежской крепости Фредрикстен. Когда до столицы России дошла весть о гибели Карла XII, Петр I объявил в Петербурге траур по одному из самых опасных и отважных своих противников.
1936 - в Лондоне сгорел Хрустальный дворец
Хрустальный дворец был построен как павильон для Первой Всемирной выставки, проходившей в Гайд Парке с 1 мая по 15 октября 1851 года. Павильон был спроектирован архитектором Джозефом Пэкстоном при участии инженера Чарльза Фокса. Невиданная в викторианской Англии конструкция из стекла и железа имела грандиозный успех. Павильон длиной 563 метра и шириной 138 метров построили за девять месяцев. 84 000 квадратных метра стекла были поставлены стекольным заводом Chance Brothers из Бирмингема, единственным в то время предприятием, способным выполнить такой заказ - и то с привлечением рабочей силы из Франции. После выставки павильон был разобран и вновь сооружен в Сайденхеме - районе южного Лондона. Хрустальный дворец в плане представлял собой центральный трансепт и неф, образованный рядом пролетов 7,32х7,32 метра. Эта простая и ясная геометрия была обусловлена размерами производимого в то время стекла: 25,40x 124,46 сантиметра. Галереи второго этажа обрамляли пролеты. Неф, центральный трансепт и галереи служили коридорами для передвижения шести миллионов посетителей, которых мог вместить павильон. Громадный стеклянный свод открывал доступ слишком большому количеству солнечного света и тепла в павильон. Чтобы исправить этот недостаток, крышу задрапировали парусиной. Ниспадая с коньков, парусиновые занавеси препятствовали нагреванию воздуха внутри павильона и делали освещение более рассеянным. На обоих этажах были установлены жалюзи, которые приводились в действие посредством зубчатой передачи и открывались очень быстро. Вентиляцию обеспечивали зазоры в настиле пола. Здание Хрустального дворца храма было комплексом элементов, каждый из которых выполнял несколько функций. Колонны служили опорами балок и вместилищем водостоков. Водосточные желоба Пэкстона сбрасывали дождевую воду и поддерживали коньки крыши. Остекление являлось конструкционным элементом и в то же время осветительной системой. Каждая деталь была изготовлена в контролируемых производственных условиях, что обеспечило ее точность и высокое качество. Здание было возведено в такой же короткий срок, какой потребовался на изготовление его конструкционных элементов. Их малый вес и небольшие размеры позволили двум тысячам рабочих собирать конструкцию постепенно, не ожидая, пока все детали окажутся на месте. Дворец пережил трудные времена первой мировой войны, но сгорел в 1936 году, по поводу чего Уинстон Черчилль и произнес свою знаменитую фразу: «Это конец эпохи».