МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости. Повышение компьютерной грамотности населения является одной из основных задач создания в России информационного общества, считает руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам развития информационного общества Елена Дьякова.
"К 2015 году у нас все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а это значит, что мы должны и будем жить в формате электронного государства. Поэтому сегодня главное - это обратная связь, запрос граждан на то, какие именно электронные услуги им нужны и в каком формате", - сказала она в четверг на пресс-конференции в РИА Новости.
По словам Дьяковой, актуальность проблемы подготовки населения в этой области выявили итоги проведенного Общественной палатой социологического опроса, в ходе которого лишь десятая часть респондентов правильно ответила на вопрос о том, что такое информационное общество.
На пресс-конференции отмечалось, что в двух российских регионах - Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Нижегородской области - уже началось бесплатное обучение компьютерной грамотности малообеспеченных категорий населения - безработных, инвалидов, пенсионеров, неквалифицированных рабочих.
"Правительство должно предоставлять услуги в электронном формате гражданам и бизнесу. Бизнес этой услугой способен воспользоваться. Но если не подготовить к этому граждан, они не смогут реализовать свои права", - сказала председатель комитета по информационным ресурсам ХМАО Наталья Маслова.
С целью облегчить взаимодействие жителей отдаленных районов с госструктурами при помощи сети Интернет руководство ХМАО решило разработать пособие по обучению жителей округа основам компьютерной грамотности, сообщила она. В его основу легла программа "Электронный гражданин" («E-Citizen»), которая широко используется в Великобритании, Финляндии, Норвегии и других странах Европы, и была адаптирована к российским информационным ресурсам и электронным сервисам.
"У нас эта программа сейчас набирает ход. Уже проведено обучение и тестирование госслужащих с тем, чтобы они могли работать с населением и в электронном формате. Начинается масштабное обучение жителей округа на базе наших муниципальных образований. Мы рассчитываем, что в 2008 году его пройдут 15 тысяч человек. Сейчас у нас создано свыше 1500 точек общественного доступа, где граждане смогут получить эту услугу, а до конца года должно прибавиться еще 200", - пояснила Маслова.
По ее словам, на реализацию проекта в 2008 году из регионального бюджета будет выделено 15 миллионов рублей.
В свою очередь, начальник управления информатизации аппарата губернатора и правительства Нижегородской области Майя Богдалова сообщила, что в рамках программы "Электронный гражданин" компьютерную подготовку пройдут три тысячи жителей региона.
"Проект стартовал в области недавно - 15 ноября 2007 года. Учеба проводится по месту жительства на базе школ, техникумов, филиалов институтов, университетов и академий. Списки желающих формировались в центрах занятости населения во всех районах области и в департаментах образования районных администраций", - сообщила она, добавив, что обучение будут проходить люди старше 40 лет.
"Желание пройти такой курс многие из них объясняют необходимостью «шагать в ногу» со своими детьми. Некоторые не могут найти работу из-за того, что не знакомы с компьютером, другим по этой причине грозит сокращение", - пояснила Богдалова.
Программа "Электронный гражданин" состоит из трех блоков: базовые навыки, поиск и обработка информации, и работа с он-лайн сервисами. Обучение проводится очно, в специально оборудованных классах с помощью местных преподавателей.
В ходе курса, который длится 30 часов, слушатели учатся пользоваться базовыми офисными приложениями, а также работать в сети Интернет - заполнять декларации и скачивать формуляры с порталов государственных служб, бронировать гостиницы и билеты, приобретать товары и услуги, общаться на форумах. После прохождения курса слушатель сдает через Интернет тест на соответствие требованиям стандарта "Электронный гражданин".