332 года назад (1675) родился Бартоломео Карло Растрелли, итальянский скульптор
Едва основав Петербург, Петр I повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов, чтобы новая российская столица походила на западные города. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли, живший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: вести архитектурные и скульптурные работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому русских мастеров. В начале апреля 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие «...времени даром не теряли и даром не жили». Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо, будущий знаменитый архитектор, чуть ли не на следующий день приступили к работе. Бартоломео Растрелли фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Растрелли (особенно в скульптурных портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели (портреты Петра I, Анны Иоанновны с арапчонком, А.Д.Меншикова). Растрелли создал первый в русском искусстве конный монумент - исполненную величия и официальной торжественности статую Петра I (установлена перед Инженерным замком в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе и работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны. Бартоломео Карло Растрелли и его сын Франческо Бартоломео Растрелли внесли в русскую культуру неоценимый вклад. По проектам Франческо Растрелли (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) возведены Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский - в Царском Селе.
210 лет назад (1797) родился Гаэтано Доницетти, итальянский композитор, виднейший представитель итальянской оперы первой половины XIX века
Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 года в Бергамо. В молодости ему пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу. Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Дочь полка», «Дон Паскуале». В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения. В 1835 году Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже. В 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но усилия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848 года.
205 лет назад (1802) родился Вильгельм Гауф, немецкий писатель-романтик
Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгардте. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу. В 1824 году окончил Университет Тюбингена, получил степень доктора философии и теологии. Вскоре Вильгельм устроился репетитором в семью министра обороны барона Эрнста Югена фон Хегеля и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, побывал в Брюсселе, Антверпене, Ханау - родину братьев Гримм. Берлине, Лейпциге, Дрездене. Именно для детей барона фон Хегеля были написаны его волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Это были сказки «Маленький Мук», «Калиф Аист» и другие, сразу приобретшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В.Г.Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году Гауфом были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» и «Человек с луны». Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями. В январе 1827 года Гауф занял должность редактора Штудтгардской утренней газеты и женился на своей кузине Луизе Гауф , в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим - 18 ноября 1827 года он умер от лихорадки. Литературное наследие Гауфа состоит из трех альманахов сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы.
137 лет назад (1870) началось первое путешествие Н.М.Пржевальского по Центральной Азии
Николай Пржевальский родился 12 апреля 1839 года в Смоленской губернии. Детство провел в усадьбе Отрадное под Смоленском. Мальчика уже тогда отличали любовь к природе, пытливый ум, пристрастие к чтению и, главное, мечты о странствиях. С блеском окончив смоленскую гимназию, Николай пошел служить в армию. Молодого офицера заметили и пригласили на учебу в Академию Генерального штаба. После учебы в академии Николай Михайлович Пржевальский преподавал, написал несколько научных трудов, в 25 лет стал действительным членом Российского географического общества. Путешествия Пржевальского начались с командировки в Восточную Сибирь. Выступив из Хабаровска в сопровождении всего лишь двух казаков, исследователь 23 дня шел пешком вдоль берега реки Уссури, проводя топографическую съемку местности, метеорологические наблюдения, собирая гербарии. В своем первом путешествии Пржевальский составил полное описание Уссурийского края и приобрел ценный экспедиционный опыт. В него поверили: для путешествия в Монголию и страну тангутов - Северный Тибет, о чем он мечтал, препятствий не оказалось. За четыре года экспедиции (1870-1873) Пржевальскому удалось внести существенные поправки в географическую карту. В 1876 году он вновь берет курс на Тибет. Первым из европейцев Пржевальский достигает таинственного озера Лобнор, открывает неизвестный ранее хребет Алтындаг и определяет точную границу Тибетского нагорья, установив, что оно начинается на 300 километров севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой почти неизвестной европейцам страны ему на сей раз не удалось. И все же спустя три года русский землепроходец достиг заветного нагорья. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями. Русской экспедицией был детально исследован водораздел между Желтой рекой - Хуанхэ и крупнейшей в Китае и Евразии Голубой рекой - Янцзы. На карту были нанесены неизвестные ранее хребты. Пржевальский дал им названия: хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский. Одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского. В ходе всех своих экспедиций Пржевальский, будучи профессиональным географом, сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь(лошадь Пржевальского), дикого верблюда и тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений... В 1888 году исследователь вновь собрался в Тибет, чтобы осуществить свою мечту и проникнуть в Лхасу. Но завершить экспедицию ему не удалось. 1 ноября Николай Михайлович Пржевальский скончался от брюшного тифа на берегу озера Иссык-Куль. Перед смертью он попросил похоронить его здесь же, на берегу озера, в походной экспедиционной форме. Друзья выполнили последнюю волю выдающегося ученого и путешественника. К могиле Пржевальского ведут десять вырубленных в скале ступеней, по числу путешествий, им совершенных.
136 лет назад (1871) в Санкт-Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников)
Первая передвижная выставка Товарищества открылась в залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872 года. Этому событию предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества о месте открытия первой выставки - Петербург или Москва? Окончательное решение данного спора было принято на первом общем собрании членов Товарищества, которое состоялось 16 декабря 1870 года в Петербурге. Голосованием было решено, что местом открытия выставки назначается Петербург. На том же собрании было избрано первое правление. В его состав вошли Н.Н.Ге., Г.Г.Мясоедов, М.К.Клодт, В.Г. Перов, И.Н.Крамской, в качестве кандидата - И.М.Прянишников. Первая выставка передвижников вызвала бурный отклик. Главная причина состояла в том, что это был первый выход в свет первого в России вольного творческого содружества художников-демократов. Передовая пресса приветствовала просветительский, идейно-демократический характер их искусства. 6 декабря 1871 года И.Н.Крамской писал Ф.А.Васильеву: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит об этом. Это самая крупная городская новость если верить газетам». Участниками первой передвижной выставки стали В.Ф.Амман, С.Н.Аммосов, А.П. Боголюбов, Н.Н.Ге, К.Ф.Кун, Л.Л.Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Н.Крамской, В.М. Максимов, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М. Прянишников, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин. Первая передвижная выставка была довольно немногочисленной по своему составу. Петербургские обозреватели, отмечая этот факт, обращали внимание на то, что выставка «по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой прежние выставки, в последнее время, видимо, начавшие клониться к упадку». Экспозиция, состоявшая из сорока семи произведений, резко контрастировала с ежегодными академическими выставками, которые в течение ряда лет рассматривались как демонстрация истинных достижений русской школы живописи. При всей немногочисленности состава выставка содержала значительные произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре. На выставке, в частности, были представлены работы Перова («Портрет А.Островского», «Рыболов»), Шишкина («Лес), Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Саврасова «Грачи прилетели». Широкий отклик получила первая выставка передвижников и в Москве. Потом она двинулась по всей России.
66 лет назад (1941) погибла Зоя Анатольевна Космодемьяская, партизанка, Герой Советского Союза
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (Гавриловский район Тамбовской области). В 1930 году семья переехала в Москву, где Зоя окончила 9 классов средней школы № 201. В октябре 1941 года добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавший по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. В отряде выполняла сложные и ответственные задания. В конце ноября 1941 года в деревне Петрищево (Рузский район Московской области) отважная партизанка сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня, ночью, при повторной попытке совершить поджоги, была схвачена немецким часовым. Несмотря на жестокие пытки и истязания, партизанка не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами. Стоя у виселицы, Зоя призывала собравшихся у места казни людей к борьбе против фашистов. В час испытаний Космодемьянская выполнила свой долг до конца, отдав жизнь за свободу и независимость страны. За этот подвиг Зое Анатольевне Космодемьянской Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронена Зоя на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятники установлены на Минском шоссе близ деревни Петрищево и в Москве на платформе станции метро «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Мемориальная плита - в деревне Петрищево, на месте первого захоронения Зои. В 201-й школе Москвы и в школе родного села открыты музеи. Имя Зои Космодемьянской носят улицы и школы многих городов и сел, астероид, ей посвящены многие литературные произведения.