МОСКВА, 28 ноя - РИА Новости, Ольга Липич. У православных христиан в среду, 28 ноября, начался один из четырех многодневных постов - Рождественский.
Священнослужители, обращаясь в этот день к прихожанам, подчеркивают, что это - светлый и радостный пост, который готовит верующих к великому празднику Рождества Христова (7 января).
Рождественский пост по продолжительности почти равен Великому посту, но менее строгий. В дни этого поста, за исключением сред и пятниц, мирянам можно есть рыбу, но следует воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц (в том числе в составе различных блюд). Однако воцерковленные люди руководствуются благословением, которое получают на пост у своего духовного наставника.
Цель любого поста - упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души - духу. Поэтому пост - это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв.
Святые отцы Церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя "не телоубийцами, а грехоубийцами". И на Руси издавна от поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они по возможности усиленно постились в другие дни, воздерживались от развлечений и приносили покаяние в нарушении поста.
Одна из проблем для постящихся в наше время заключается в том, что Рождество празднуется по старому стилю (7 января), а Новый год - по новому (1 января). У людей, строго соблюдающих церковные нормы, существует традиция встречать первые минуты этого светского праздника не звоном бокалов, а молитвой, испрашивая у Бога благ для себя, своей семьи и Отечества в наступающем году.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ежегодно вечером 31 декабря служит в Богоявленском кафедральном соборе Москвы особый, Новогодний молебен. Аналогичные службы совершаются в канун праздника и во многих других храмах.
Установление Рождественского поста относится к ранним векам христианства. С IV века он упоминается в творениях отцов Церкви, в том числе блаженного Августина.
Первоначально Рождественский пост длился около недели. На соборе 1166 года при патриархе Константинопольском Луке и византийском императоре Мануиле христианам было положено держать пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Святитель XIV-XV веков Симеон, архиепископ Фессалоникийский, связывал Рождественский пост и с Ветхим Заветом, и с Новым. Моисей, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях "начертание словес Божиих". "А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти", - писал святитель.