Михаил Белов, экономический обозреватель, для РИА Новости.
Предстоящие два месяца будут богаты на премьеры. Автомобильные. В России один за другим откроются сразу три иностранных автосборочных производства. На очереди - запуск в течение ближайших трех лет еще десятка аналогичных проектов. В России к настоящему моменту прописались практически все ключевые игроки мировой автомобильной отрасли. Таков первый результат промышленной политики, которая последние два года проводилась Минпромэнерго и Минэкономразвития - ведомствами, ответственными за развитие автомобилестроения в стране. По-настоящему успешной ее можно будет назвать лишь после того, как вслед за новыми сборочными конвейерами в стране появится современная отрасль по выпуску автомобильных комплектующих.
28 ноября германский автомобильный концерн Volkswagen объявил об официальном начале работы своего автосборочного завода под Калугой. Volkswagen намерен собирать в Калуге семь моделей автомобилей марки VW и Skoda. Мощность предприятия при выходе его на полную мощность составит 150 тысяч машин в год с возможностью удвоения выпуска. Пожалуй, это один из самых масштабных иностранных автосборочных проектов в России. Но не единственный.
Те компании, которые несколько лет назад сделали ставку на создание СП или развитие собственного автосборочного производства в нашей стране, сейчас занимают лидирующие места в рейтинге продаж иномарок в России. Они в полной мере пользуются плодами расцвета потребительской активности россиян, уверенно теснят конкурентов и расширяют свою долю на рынке за счет бывшего «гегемона» российского авторынка - тольяттинского «АвтоВАЗа». Но два года назад российские власти дали опоздавшим шанс наверстать упущенное.
В январе 2006 года в России был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий обнуление таможенных пошлин на длинный список комплектующих для компаний, запускающих автосборочные проекты на территории страны. Впоследствии этот режим распространился и на производителей авто компонентов первого уровня - наиболее сложных узлов и агрегатов автомобиля. В Минпромэнерго и МЭРТе сознательно отказались от тех рецептов возрождения отечественного автопрома, которые предусматривали повышение до запретительного уровня пошлин на ввоз готовых автомобилей - новых и подержанных иномарок. И, как видим, не прогадали.
За считанные месяцы были подписаны договоры о намерениях с 14 иностранными концернами и российскими компаниями о запуске автосборочных проектов на условиях «промышленной сборки». Предложений от иностранцев было так много, что у российских автомобильных регуляторов появилась возможность выбирать. Так, этим летом китайским компаниям дали понять, что в их услугах не нуждаются - ни один из китайских брендов, заявивший о своем желании наладить выпуск своих моделей в России, не получил желанных льгот. Зато их без проблем получили те компании, чей вклад в развитие российской автомобильной промышленности действительно может быть весомым.
Сегодня в России работают восемь проектов по сборке автомобилей иностранных марок. В ближайшие два месяца будет запущено еще два - помимо упомянутого Volkswagen, до конца года открыть свой завод под Санкт-Петербургом обещала Toyota, а в январе в Особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане заработает предприятие по выпуску коммерческих автомобилей Fiat Ducato. По итогам 2007 года в России будет выпущено около 450 тысяч машин с иностранной символикой на капоте, при том что их мощности сегодня загружены примерно на две трети. К 2010 году, когда уже запущенные проекты начнут давать полную отдачу и выйдут на первоначальную мощность сегодняшние «стартапы», совокупный выпуск иномарок в нашей стране достигнет миллиона автомобилей в год. А это означает, что в стране появится целая отрасль по производству современной, высокотехнологичной продукции, которая ориентируется на международные стандарты качества и надежности. Она же, в свою очередь, должна сформировать стабильный спрос на комплектующие того же уровня качества и развития технологий.
Собственно говоря, в привлечении в страну производителей автозапчастей для расплодившихся на почве «промсборки» иностранных автосборочных предприятий и состоял основной замыслел российских властей, целых два года раздававших льготы направо и налево. Сейчас, когда этап первоначального привлечения инвестиций в российском автопроме пройден, главная задача создать целостные производственные кластеры производителей компонентов и готовых автомобилей. Ведь мало научиться собирать из импортных запчастей готовый Volkswagen, настоящий автопром в стране появится лишь после того, как мы научимся делать фары и коробки передач для того же «Фольксвагена». Задача эта, на наш взгляд, пока не выполнена.
Иностранные компании, которые в рамках льготного режима взяли на себя обязательство в течение 4,5 лет после запуска конвейера сократить на треть список импортных запчастей в выпускаемых иномарках, с огромным трудом находят замену импорту. В России только начинают появляться, зачастую с иностранной же помощью, поставщики современных и качественных запчастей. Им просто невыгодно строить завод в России в расчете на выпуск 100 тысяч деталей в год. Возможно, когда вал собранных в России иномарок достигнет уровня 1 млн машин в год, ситуация изменится в лучшую сторону.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Проекты по организации производства иномарок в России
Производитель |
Марка |
Год открытия производства в России |
Город |
Планируемые инвестиции |
Выпуск на конец 2007 года, тысяч в год |
Выпуск на конец 2010 года, тысяч в год |
Работающие |
||||||
«GM-АвтоВАЗ» |
Chevrolet |
Сентябрь 2002 г. |
Тольятти |
$534 млн. |
45 тыс. |
75 тыс. |
«Автофрамос» |
Renault |
Апрель 2005 г. |
Москва |
230 млн. евро |
80 тыс. |
160 тыс. |
«Иж-Авто» |
KIA |
Август 2005 г. |
Ижевск |
$70 млн. |
62 тыс. |
100 тыс. |
"Таганрогский автомобильный завод" (ТагАЗ) |
Hyundai |
1998 г. |
Таганрог |
$320 млн. |
70 тыс.
|
100 тыс. |
«Автотор» |
BMW, Chevrolet, Cadillac, Hummer, Kia, Chery, Yuejin |
1999 г. |
Калининград |
$200 млн. |
95 тыс. |
100 тыс. |
«Форд Мотор Компании» |
Ford |
Июнь 2002 г. |
Ленинградская обл., Всеволожск |
$330 млн. |
72 тыс. |
125 тыс |
«Северсталь-Авто» (ЗМА) |
Fiat |
Декабрь 2006 г. |
Набережные Челны (Татарстан) |
$18 млн. |
15 тыс. |
40 тыс. |
«Северсталь-Авто» (ЗМА) |
SsangYong |
2005 г. |
Набережные Челны (Татарстан) |
$70 млн |
10 тыс. |
10 тыс. |
Итого: |
|
|
|
$1865 млн. |
450 тыс. |
710 тыс. |
Планируемые |
||||||
«Северсталь-Авто» (Алабуга) |
Fiat |
Январь 2008
|
Елабуга (Татарстан) |
$120 млн. |
- |
75 тыс. |
"Группа ГАЗ" |
Chrysler |
Март 2008 г. |
Нижний Новгород |
$150 млн. |
- |
40 тыс. |
Toyota |
Toyota |
Декабрь 2007 |
Санкт-Петербург |
$150 млн. |
- |
20 тыс. |
Volkswagen |
Volkswagen |
Ноябрь 2007 |
Калуга |
370 млн. евро |
- |
115 тыс. |
General Motors |
Opel |
Сентябрь 2008 г. |
Санкт-Петербург |
$300 млн. |
- |
70 тыс. |
Nissan |
Nissan |
начало 2009 г. |
Санкт-Петербург |
$200 млн. |
- |
50 тыс. |
Hyundai |
Hyundai |
2010 г. |
Санкт-Петербург,) |
$390 млн. |
- |
20 тыс. |
Mitsubishi |
Mitsubishi |
2010 г. |
Санкт-Петербург |
$180 млн. |
- |
30 тыс. |
PSA Peugeot Citroen |
Peugeot, Citroen |
2010 г. |
Дзержинск, Нижегородская обл. |
300 млн. евро |
- |
80 тыс. |
Suzuki |
|
2009 г. |
Санкт-Петербург |
$120 млн. |
- |
30 тыс. |
Chery |
|
2010 г. |
Калининград |
$250 млн. |
- |
25 тыс. |
Итого: |
|
|
|
$2715 млн. |
|
390 тыс. |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
$4580 млн. |
|
1100 тыс. |
Источник: по данным компаний и РИА Новости