Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уроки катастрофы в Керченском проливе

Читать ria.ru в
Техногенная катастрофа в Керченском проливе 11 ноября 2007 г., в результате которой затонуло 5 судов и в воду попало около 2 тысяч тонн мазута, поставила много вопросов. Почему речной танкер «Волгонефть-139», принадлежащий компании «Пароходство «Волготанкер», оказался с грузом в открытом море, в котором по своим техническим характеристикам не мог противостоять шестибальному шторму? Кто виновен в аварии - диспетчерские службы, судовладелец или фрахтовщик? И, наконец, насколько случайна эта катастрофа, столь пагубно отразившаяся на рекреационном имидже Северного Причерноморья? Следствие разбирается в существе произошедшего, однако есть вещи совершенно очевидные.

Сергей Голубчиков, эколог, вице-президент Национального геокриологического фонда России, для РИА Новости.

Техногенная катастрофа в Керченском проливе 11 ноября 2007 г., в результате которой  затонуло 5 судов и в воду попало около 2 тысяч тонн мазута, поставила много вопросов. Почему речной танкер «Волгонефть-139», принадлежащий  компании «Пароходство «Волготанкер», оказался с грузом в открытом море, в котором по своим техническим характеристикам не мог противостоять шестибальному шторму? Кто виновен в аварии - диспетчерские службы, судовладелец или фрахтовщик? И, наконец, насколько случайна эта катастрофа, столь пагубно отразившаяся на рекреационном имидже Северного Причерноморья? Следствие разбирается в существе произошедшего, однако есть вещи совершенно очевидные.

Ежегодно, из-за аварий, в Мировой океан выливается до 50 млн тонн нефти. Россия, занимающая второе место в мире по добыче нефти, ищет свое место на международном рынке нефтеперевозок. Экспорт нефтепродуктов у нас осуществляется, главным образом, через черноморские порты. Из Новороссийска на танкерах ежегодно уходит около 60 млн тонн нефти, из Туапсе - около 30 млн тонн, из порта Кавказ (вблизи которого произошла катастрофа) - 3 млн тонн. Всего через порты Черного моря проходит более 138 млн тонн нефти и нефтепродуктов, поступающих к портам не только России, но и Грузии. После ввода в строй (2003 г.) нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 68 млн тонн нефти в год с терминалом в Южной Озереевке (между Новороссийском и Анапой) Черное море превратилось в зону основного российского нефтяного экспорта. Угроза экологической катастрофы в этом регионе просто витала в воздухе.

По данным агентства Portnews, по Черному морю осуществляется экспорт 23% всего  российского «черного золота», 74 % казахстанского и 65 % нефтяного экспорта Азербайджана. В связи с ростом мировых цен на нефть ее экспорт через черноморские порты будет нарастать.

Реально существуют факторы, сдерживающие развитие нефтеэкспорта в этом регионе. Препятствием для судов стали большие задержки (до 20 суток) их при прохождении проливов Босфор и Дарданеллы. Причина - ужесточение  экологического контроля со стороны Турции. Эта страна уже давно ставит вопрос о пересмотре соглашения 1936 г., принятого на международной конференции в Монтре (Швейцария), дающего право беспошлинного прохода в мирное и военное время всех торговых судов любых стран.

Существует и еще одна веская причина, сдерживающая нефтеэкспорт через Черное море. По оценке эксперта исследовательской группы «Петромаркет» Анны Пановки, ситуация с загрузкой мощностей по перевалке  сырой нефти в российских портах очень напряженная, все они работают на пределе своих возможностей (в отличие от малозагруженных грузинских портов Супса и Батуми, а также украинской Одессы).

Именно через порт Кавказ, имеющий огромное торгово-стратегическое значение, и происходит перевалка нефти с речных танкеров, перевозящих ее по Волгодонскому каналу, на морские суда. Катастрофа с речными танкерами в Керченском заливе была не случайной: порт Кавказ не имел права принимать речные танкеры для перевалки нефти, но это не останавливало экспортеров, зафрахтовавших речные суда.

Нет никаких гарантий, что аварии с разливами нефти на Черном море не повторятся. Экспортный нефтепоток только наращивается.  «Транспортная стратегия Российской Федерации на 2005-2020 гг.», утвержденная Приказом Министра транспорта И. Левитиным от 12 мая 2005г., предусматривает дальнейшее развитие на черноморском побережье «перегрузочных комплексов для увеличения объемов перевалки нефти в Новороссийском порту, а также строительство (к 2010 году) нового порта на мысе Железный Рог».

Упомянутый документ предусматривает и строительство крупнотоннажных танкеров серии «Балтмакс» и «Босформакс» «в целях обеспечения роста экспорта нефтеналивных грузов через черноморские и балтийские проливы». Так что перспективы превращения черноморского побережья из рекреационного в нефтеперевалочное весьма велики.

После катастрофы с танкером «Престиж» в 2002 году Еврокомиссия приняла решение запретить плавание у берегов Европы устаревших однокорпусных танкеров. К таковым причислены  около 300 судов, построенных согласно реестру Ллойда  (как и танкер «Престиж») в Японии. Среди  танкеров этого типа многие везут российскую нефть, поскольку олигархи предпочитают фрахтовать самые дешевые суда, плавающие под удобным «либерийским» флагом.  Так что, есть все опасения ожидать, что основной поток устаревших, наиболее опасных танкеров,  составляющих 60 % от всего мирового танкерного флота, хлынет (если уже не хлынул) в российские воды. В таких условиях у России вряд ли появится современный, безопасный и конкурентоспособный флот.

Амбициозные российские планы по увеличению экспорта нефти в несколько раз, наращивая ее  с нынешних 350 млн тонн до 550 млн тонн, не могут не вызывать экологической тревоги. Нефтяная пленка уже покрывает 13% Мирового океана. Одна капля нефти образует на поверхности водоема пятно площадью примерно 0,25 , а одна тонна нефти создает пленку площадью около 5 кв. км поверхности моря. Собрать или уничтожить разлитую по поверхности воды нефть весьма трудно, инженерная мысль до сих пор безуспешно ищет радикальные средства борьбы с этим техногенным бедствием.  Между тем нефтяная пленка не пропускает в глубь воды солнечные лучи, замедляет обновление кислорода в ней, в это препятствует размножению фитопланктона, поглощающего парниковые газы атмосферы. Тем самым загрязнение нефтью Мирового океана становится основным фактором глобального изменения климата.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала