Осенью 2007 года руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Рострой РФ) Сергей Круглик был назначен на пост заместителя министра регионального развития. В новом статусе Круглик будет по-прежнему курировать вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В интервью РИА Новости он рассказал о своем видении дальнейшего развития рынка недвижимости в стране, о механизме использования материнского капитала при покупке жилья, готовящихся изменениях в жилищном законодательстве, о своем отношении к росту цен на цемент, а также о новых полномочиях в министерстве.
Сергей Иванович, как изменились Ваши обязанности после перехода из Росстроя в Минрегион?
Сфера обязанностей сохранилась та же самая - это строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. В моей компетенции находится деятельность агентства (Росстроя - прим. РИА Новости) и фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. При этом расширились возможности по нормотворческой деятельности, но одновременно сократились некоторые исполнительские функции.
Каковы предварительные итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище»?
В уходящем году в целом по стране жилья будет построено примерно на 30% больше, чем в 2006 году. По самым пессимистичным прогнозам, в 2007 году в эксплуатацию будет введено около 60 миллионов квадратных метров жилья при том, что минимальный годовой план предполагал строительство 56-ти миллионов квадратных метров.
Несмотря на рост цен на жилье, его доступность для граждан России за прошедший год увеличилась: в прошлом году купить квартиру или дом могли позволить себе 17% населения, а в этом уже 19,6%.
В общей сложности, на российский рынок жилья вышло около 700 зарубежных строительных компаний. Самое главное, что маховик жилищного рынка уже раскручен, заработали рыночные механизмы, и теперь можно и нужно обратить серьезное внимание на социальные аспекты приобретения жилья, в том числе на тех граждан, которые встали в очередь на социальное жилье до первого марта 2005 года.
На мой взгляд, необходимо формировать законодательные нормы, стимулирующие людей вкладывать свои средства в строительство жилья. При этом целесообразно было бы предусмотреть и механизм возврата гражданам части средств, затраченных на приобретение жилплощади.
За время работы в Росстрое у Вас наверняка сформировалось собственное видение того, каких нормативных актов не хватает в жилищной сфере. Что в этой сфере Вам бы хотелось изменить в первую очередь?
Конечно, хотя за время существования национального проекта «Доступное жилье» законодательная база в целом уже сформировалась, некоторые вопросы требуют уточнения. Например, в части развития строительной индустрии мешает несогласованность Земельного и Лесного кодекса и закона о недропользовании, которая негативно отражается, в частности, на процедуре изменения границ муниципальных образований.
Кроме того, законодательные «хвосты» остались и после первого этапа реализации жилищного пакета нормативных актов. Это всевозможные поправки в федеральную целевую программу «Жилище» и ее подпрограммы. Речь идет, например, об изменениях в подпрограмме «Молодая семья»: мы надеемся увеличить до 35 лет возраст категории «молодых супругов», имеющей право на льготы при покупке жилья. Проект соответствующего постановления уже находится в правительстве России.
Готовятся и постановления правительства об использовании средств на строительство дорог в целях жилищного строительства, о внесении изменений в подпрограмму ФЦП «Жилище» об обеспечении коммунальной инфраструктуры земельными участками, а также изменения в подпрограмму «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Эти изменения продиктованы вступающей в силу новой нормой Бюджетного кодекса, которая запрещает расходовать федеральные деньги напрямую на региональную и муниципальную инфраструктуру.
Наконец, мы планируем завершить работу над постановлением правительства об использовании материнского капитала для обеспечения семей жильем. В этом документе прописана возможность использовать материнский капитал для улучшения жилищных условий семьи с помощью практически всех форм, которые существуют сегодня на рынке - от первоначального взноса при ипотеке до покупки жилья или части квартиры и долевого строительства. Скорее всего, сам капитал можно будет использовать с помощью механизма, похожего на жилищный сертификат - семьи получат документ, который будет оплачиваться при выборе той или иной формы улучшения жилищных условий.
Предварительный план нормотворческой деятельности в жилищной сфере в министерстве уже составлен, и, я думаю, с января начнется его реализация.
Что в настоящее время происходит с долгосрочной стратегией массового строительства жилья, которую Минрегион вернул на доработку, сразу после того, как министерство возглавил Дмитрий Козак?
Уже доработанную стратегию массового строительства жилья к первому февраля 2008 года мы должны представить в правительство Российской Федерации, а в январе начнется ее широкое обсуждение. В стратегии будет объединен весь комплекс мер по развитию строительного рынка, который выходил за пределы программы «Жилище»: развитие строительной индустрии, перспективы жилищного законодательства, а также новые аспекты строительства социального жилья. Таким образом, стратегия станет, с одной стороны, планом для правительства, а с другой - ориентиром для бизнеса и для всего общества.
Будет ли стратегия предусматривать такие механизмы повышения доступности жилья, как строительные сберегательные кассы и аренда?
Стройсберкассы (ССК) - это вопрос, требующий обсуждения. С одной стороны, новые накопительные механизмы, направленные на увеличение доступности жилья потребуют и дополнительной поддержки, как от федеральной власти, так и от региональных властей. С другой стороны, конечно, чем больше механизмов приобретения жилья существует на рынке, тем выше у населения шансы приобрести жилье. Думаю, что экономическую целесообразность института стройсберкасс предстоит еще раз оценить. В любом случае, чтобы ССК попали в стратегию, необходимо принять о них специальный закон, которого пока нет.
Одновременно мы прорабатываем вопрос применения подобных накопительных механизмов при капитальном ремонте уже построенных зданий.
Что касается развития массовой аренды жилья, то государство, в первую очередь, должно сделать этот сектор выгодным для тех, кто может инвестировать в него средства.
Сейчас большинство квартир сдается в аренду людьми, которые просто хотят подработать на временно пустующем жилье, пока подрастут дети или внуки. Но для того, чтобы рынок аренды жилья стал цивилизованным, необходимо привлечь на него предпринимателей, которые будут строить доходные дома и зарабатывать на сдаче квартир в наем. Чтобы вкладывать деньги, бизнесмены должны иметь возможность просчитать, сколько будет стоить земельный участок под будущим домом, во сколько обойдется электричество и газ для него, текущий и капитальный ремонт. Это позволит составить бизнес-план, рассчитать период возврата инвестиций.
Пока бюджет доплачивает всем за услуги жилищно-коммунального хозяйства, но если мы прекратим это делать, а сам сектор ЖКХ останется в нынешнем состоянии, то аренда окажется совершенно непривлекательной для инвестиций.
В последнее время многие строительные компании подняли вопрос о значительном подорожании строительных материалов, в первую очередь, цемента. Насколько, по Вашим оценкам, эта ситуация угрожает реализации государственных жилищных программ?
Я бы не стал драматизировать ситуацию. Сегодняшний рост цен на строительные материалы - это следствие прошлогоднего роста цен на жилье в целом. Каждая компания, занятая в строительной сфере, хочет поучаствовать в распределении прибыли. Поэтому когда строители сегодня возмущаются ростом цен на строительные материалы, то возникает резонный вопрос, почему они молчали, когда в 2006 году цена квадратного метра скакала на 40% за два-три месяца?!
С другой стороны, проблема нехватки цемента действительно актуальна, прежде всего, для центральной части и юга России, где сегодня строится почти половина всего жилья в нашей стране.
Однако это не только российская проблема, а проблема всех развивающихся стран. И на Украине, и в Белоруссии, и в Казахстане стоимость цемента в последнее время также подскочила, и наша страна отнюдь не лидер по темпам роста цен на цемент.
Нужно понимать, что предприятия по выпуску строительных материалов больше 15 лет никто не модернизировал и серьезный рывок цен в этом сегменте рынка отчасти разбудил инвесторов и стимулировал их к реализации различных проектов. Думаю, их воплощение в жизнь уже в ближайшие годы позволит увеличить производство цемента в стране примерно на 15 миллионов тонн в год.
Рост цен на цемент - это не кризис и не катастрофа, тем более, что сейчас наступает зимний период и покупать цемент по таким высоким ценам строительным компаниям нет необходимости. А за зимние месяцы производители цемента смогут произвести некоторую модернизацию и увеличить мощности своих предприятий.
Ольга Салабай