Рейтинг@Mail.ru
24 ноября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

24 ноября

Читать ria.ru в
1632 - родился Бенедикт (Барух) Спиноза, выдающийся голландский философ.
1717 - Петр I издал указ о запрещении появления на улицах нищих.
1927 - открылся Московский государственный театр оперетты.

375 лет назад (1632) родился Бенедикт (Барух) Спиноза, выдающийся голландский философ
     Спиноза родился в Амстердаме, получил богословское образование. Родители готовили его в раввины, но уже в школе у него сформировалось критическое отношение к догматическому толкованию Библии и Талмуда. По окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и философии. Критика религиозных постулатов, а также несоблюдение многих религиозных обрядов привели его к разрыву с еврейской общиной Амстердама: совет раввинов применил к Спинозе крайнюю меру - проклятие и отлучение от общины. После этого Спиноза некоторое время преподавал в латинской школе, а затем поселился в деревушке близ Лейдена, добывая себе средства к существованию изготовлением оптических стекол.
     Основными произведениями Спинозы являются «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика», «Еврейская грамматика». Главный труд Спинозы - «Этика». В нем философ поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения, притом объяснить «геометрическим способом», то есть с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать (именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать. Ведь геометр в своих рассуждениях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к человеческим страстям, объясняя, как они возникают и исчезают. Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств. Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободиться от действия законов природы человек не может. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов волевой активности человека. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть «не что иное, как самая сущность человека»), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

290 лет назад (1717) Петр I издал указ о запрещении появления на улицах нищих
     С Петра I начался очередной период в истории благотворительности: последовательное проведение в жизнь государственного призрения, влияние на частное и земско-приходское призрение со стороны властей. Если до этого времени государственная благотворительность не препятствовала ни личной инициативе, ни земской помощи, а восполняла и корректировала их, то при Петре I государство считало нужным размежеваться с личной благотворительностью и земским призрением, отвести для них строго определенное место и тем самым поставить их в строгие рамки. Система государственного призрения, сформулированная Петром, сводилась к следующему: признание за государством права создавать в области призрения обязательные нормы и требовать их исполнения; полное осуждение нищенства и запрещение его; воспрещение раздачи милостыни профессиональным нищим; разбор и расследование дела по каждому нищему. Еще в 1691 году Петр приказал высылать из Москвы пришлых нищих, особенно тех, кто «работает» под увечных: «А буде те люди... впредь объявятся... в том же нищенском образе и притворном лукавстве... учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города». Указ, по-видимому, не всегда точно приводился в исполнение, так как в 1705 году вышел новый указ, по которому нищих отлавливали, а их деньги брали себе «поимщики». Самих же нищих предписывалось приводить и «чинить их наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подает в богадельни. А кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу». В ноябре 1717 года Петр I издал указ о запрещении появления нищих на улицах. В 1724 году для борьбы с нищенством решено было провести перепись всех бедных, распределив призреваемых между «праздно живущими» монахами. При преемниках Петра все дело замерло и только издавалось множество указов о запрещении нищенствования, которые на практике оказывались неэффективными. Лишь при Екатерине II была проведена следующая государственная реформа организации призрения.

119 лет назад (1888) родился Дэйл Карнеги, американский лектор, автор знаменитой книги
     Дейл Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Его семья жила в бедности, тем не менее он получил неплохое образование. Еще в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешными, и Дейл решил начать собственную практику. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на нее, издав несколько буклетов, вошедших в книгу «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926). В ходе работы Карнеги сотрудничал с известнейшим американским журналистом Лоуэллом Томасом и позже издал их совместный труд -  «Малоизвестные факты из жизни известных людей». Настоящий успех и признание читателей пришли к Дейлу Карнеги в 1936 году, когда на книжных полках появилась книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы о том, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Книга «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948) посвящена способам преодоления стрессов и тому, как активизировать в себе здравый смысл. Популярность и жизненность теорий Карнеги помогла многим его читателям. Он перевел теоретические разработки психологов в практическую область и разработал собственную теорию бесконфликтного и успешного общения. К концу жизни Карнеги пользовался всемирной известностью, а созданный им «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» имел отделения в сотнях городов по всей Америке и Европе. Умер Дейл Карнеги 1 ноября 1955 в Нью-Йорке. Какова же истина от Карнеги? Она проста - всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне и обязательно позаботиться, чтобы у того создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. В общем, все просто: иди навстречу людям - и люди к тебе потянутся!

80 лет назад (1927) открылся Московский государственный театр оперетты
     24 ноября 1927 года в помещении театра «Аквариум» опереттой М.Багриновского «Игра с джокером» (постановка Р.Симонова и Г.Ярона) открылся Театр оперетты.
До 1917 года в Москве было два театра оперетты: театр И.Зона и Никитский театр (Оперетта Потопчиной), который и стал предшественником современного театра. Труппа была создана в 1910 году Б.Евелиновым. С 1918 года театр назывался «Товариществом на марках». В 1919 году постановлением Совнаркома театр был закрыт и открылся в 1920 году под названием ТЕРЕВСАТ (Театр Революционной Сатиры под управлением М.Разумного). С 1921 года труппа выступала в помещении ресторана «Славянский базар», а через год стала называться Московский театр оперетты (частный), в 1925 году - Московский театр музыкальной комедии (в 1926 году был закрыт). В том же году был создан «трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Н.Бравина, выступавший (сезон 1926/1927) в помещении театра «Альказар» (ныне в этом здании Театр Сатиры). В конце 1927 года московский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «категорически» постановил: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Так театр был снова официально открыт и получил статус государственного. Практически сразу к молодому коллективу, возглавляемому Г.Яроном, пришел успех. В афише театра рядом с признанными классиками Ж.Оффенбахом, И.Штраусом, Ф.Легаром, И.Кальманом, П.Абрахамом заняли достойное место композиторы нашей страны И.Дунаевский, Ю.Милютин, Т.Хренников, Д.Шостакович, Д.Кабалевский. Они с искренним интересом создавали свои произведения специально для сцены театра оперетты. Благодаря ярчайшему таланту, великолепному мастерству актеров и режиссеров, Московский театр оперетты стал ведущим в своем жанре не только в России, но и завоевал огромный авторитет в Европе. С 1961 года театр работает в здании на улице Большая Дмитровка. Сегодня «Московская оперетта» остается верна своим традициям. На ее подмостках работают замечательные актеры, в репертуаре театра, раскрывая огромный актерский и постановочный потенциал, соединяются классика и современная оперетта, мюзикл и шоу. В 1988 году театру присвоено звание академический. Среди лучших постановок театра - «Женихи», «Белая акация» И.Дунаевского, «Холопка» Н.Стрельникова, «Летучая мышь» И.Штрауса, «Сильва», «Принцесса цирка» И.Кальмана, «Веселая вдова» Ф.Легара, «Примадонна» на музыку Ж.Оффенбаха, «Сибирские огни» Ю.Взорова и многие другие. В 2001 году появился принципиально новый спектакль - мюзикл «Метро» Я.Стоклюса, который открыл перспективы для дальнейших постановок хорошо известного в Европе и Америке жанра. Через год на смену «Метро» пришел еще один мюзикл - «Нотр Дам де Пари» Р.Кочанте. Эстафету мюзиклов продолжили спектакль «Ромео и Джульетта» Ж.Пресгурвика, мюзикл для семейного просмотра «Маугли» В.Сташинского, музыкальный спектакль «Золушка» А.Семенова.

181 год назад (1826) родился Карло КОЛЛОДИ, итальянский писатель, сочинивший историю Пиноккио
     Карло Коллоди (настоящая фамилия Лоренцини) - участник войны за независимость Италии. Писал рассказы, публицистические очерки, комические сценки, автор учебников грамматики и географии. Всемирную известность получила его детская сказка «Приключения Пиноккио, или история одной марионетки» (впервые была опубликована в июле 1881 года в первом номере еженедельника «Детская газета», вышедшего в Риме). «Приключения Пиноккио» - одна из самых смешных и самых трогательных книг мировой литературы. Деревянного длинноносого Пиноккио, несносного, доброго, буйного, чувствительного, остроумного, глупого как пробка, упрямого как осел, эгоистичного и великодушного, знают во всех странах. Сказка «Приключения Пиноккио» переведена на 87 языков. В России она впервые была опубликована в 1906 году издательством М.О.Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! В маленьком итальянском городке Коллоди, в честь которого детский писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним, стоит памятник литературному герою, деревянному мальчишке по имени Пиноккио. На памятнике  высечена надпись: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». По мотивам «Приключений Пиноккио» русский писатель Алексей Толстой  в 1936 году создал повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала