Елена Шестернина, политический обозреватель РИА Новости.
Вчера новый премьер Польши Дональд Туск впервые выступил перед депутатами сейма. В программной речи он пообещал «исправить ошибки предыдущего правительства», главными из которых он считает осложнение отношений с соседями как на западном направлении, так и на восточном. Брат-близнец проигравшего досрочные парламентские выборы Ярослава Качиньского, президент Лех Качиньский, выступление не услышал. Вместо того чтобы знакомиться с ближайшими планами нового кабинета, он отправился в Грузию на празднование годовщины «революции роз».
4 года грузинской революции - дата, конечно, важная. И все-таки Лех Качиньский мог бы визит и отложить. В пятницу в сейме происходило действо, по меньшей мере, заслуживающее внимания: была официально создана коалиция «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии. Ее правление, пообещал премьер депутатам, «будет основано на доверии и диалоге».
Впрочем, диалог уже начался. И не только внутри самой Польши. Даже не дождавшись программного заявления главы кабинета, новые польские министры поспешили максимально дистанцироваться от «достижений» своих предшественников. Больше остальных в этом преуспели новые главы МИД - Радослав Сикорский, и министерства сельского хозяйства - Марек Савицкий. Заявления обоих Москве не могли не понравиться.
Сикорский обнадежил кремлевских чиновников тем, что готов вести с ними прямые переговоры по поводу размещения элементов американской ПРО на польской территории. Они даже не очень обиделись (а может, не заметили) на двусмысленность высказывания министра - «Варшава воспринимает Россию такой, какая она есть». И предпочли заострить внимание на другой части заявления: «Нам нужно возобновить диалог с Россией. Мы хотим вести с ней дела».
На то, что вопрос по ПРО решен не окончательно, а значит, у Москвы есть шанс переубедить Варшаву отказаться от американских противоракет, намекал и сам Туск: «Пока у нас нет жесткой доктрины относительно размещения американской базы. Решение мы будем выносить, исходя из здравого смысла». Заявление это имело двоякую цель: во-первых, успокоить Москву, во-вторых, собственных граждан, более половины которых выступает категорически против планов Вашингтона. Теперь премьер, судя по всему, собирается, прежде чем продолжать переговоры с американцами, выслушать и позицию Москвы. По крайней мере, он сказал, что «будет готов вернуться к диалогу с США после консультаций с НАТО и некоторыми соседями».
Что касается министра сельского хозяйства, то он преподнес еще одну хорошую новость российским политикам - по известному «мясному вопросу». Марек Савицкий явно обрадовался предложению Владимира Путина приехать в Москву для обсуждения возможности снятия ограничений на поставки и заявил, что «готов к разговору».
Окончательно все точки над i в новой интерпретации «российского вопроса» польскими политиками расставил Дональд Туск. Выступая в сейме, вслед за своими министрами он говорил о готовности «воспринимать Россию такой, какая она есть», заметил, что в Польше «свои взгляды на ситуацию в России», что, впрочем, не должно мешать нормализации отношений. В противном случае «репутация будет испорчена у обоих государств».
Несмотря на столь оптимистичные высказывания, обольщаться все же не стоит. Да, переговоры и по ПРО, и по мясу, и по основополагающему договору с Евросоюзом, подписание которого блокирует Варшава, вполне могут сдвинуться с той мертвой точки, куда их загнал предыдущий кабинет. Но в Кремле прекрасно понимают: Туска к друзьям Москвы никак не причислишь. Он не будет восстанавливать отношения с Россией в ущерб польским национальным интересам, только из-за желания максимально дистанцироваться от внешней политики братьев Качиньских. Только один пример - Украина. Премьер пообещал «всячески поддерживать проевропейские устремления Киева». И речь идет не столько об интеграции в Евросоюз (в Брюсселе неоднократно давали понять, что в обозримой перспективе об этом не может идти и речи), сколько о НАТО. В альянс Польша попытается заодно «втащить» и Грузию.
Упомянул Туск еще об одном раздражителе российско-польских отношений - энергетике. Варшава может «скорректировать свою позицию» по поставкам нефти и газа. Речь идет прежде всего о решении Ярослава Качиньского построить терминал для поставок газа на Балтийском побережье - на «экстренный случай», если Москва по каким-то причинам прекратит поставлять газ по газопроводу Ямал-Европа. О том, что правительство откажется от планов строительства терминала, Туск напрямую не сказал. Но заметил, что «будет искать решения, которые бы соответствовали интересам Польши. И будет учитывать политические условия в отношениях с нашими соседями». Так что в нормализации «политических условий» теперь Москва должна быть заинтересована напрямую.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции