Рейтинг@Mail.ru
Интервью министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гара Стере

Читать ria.ru в
Дзен

На вопросы о российско-норвежских отношениях, энергетическом сотрудничестве и предстоящих переговорах в Москве корреспонденту РИА Новости ответил глава МИД Норвегии Йонас Гар Стере.

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние норвежско-российских отношений и какие сферы сотрудничества, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными?

- Отношения Норвегии и России находятся на хорошем уровне, в нашем взаимодействии наблюдается новая динамика, в частности, в сотрудничестве на Крайнем Севере. Мы - хорошие соседи, у нас общая граница и обе наши страны несут ответственность за рациональное управление богатыми природными ресурсами Севера.

На мой взгляд, мы достигли успеха в создании полезных механизмов практического сотрудничества в ряде сфер. Наши страны продолжают искать пути дальнейшего углубления двусторонних контактов, в частности, трансграничного взаимодействия.
Решение включить норвежскую компанию StatoilHydro в проект по разработке Штокмановского месторождения открывает возможности для расширенного стратегического взаимодействия между нашими странами. В нашем энергетическом сотрудничестве еще есть неиспользованные возможности.

Мы ценим сотрудничество с Россией в сфере управления рыболовными ресурсами, однако наши страны могли бы найти новые возможности по укреплению совместной борьбы с нелегальным рыбным промыслом.

Нам следует по-прежнему поощрять расширение контактов между регионами. Деловое сотрудничество на Севере набирает обороты, но все еще имеется большой неиспользованный потенциал.  Кроме того, мы ищем пути облегчения условий пересечения границы и выдачи виз. Я очень рассчитываю, что в ходе моего визита в Москву смогу обсудить с моим российским коллегой Сергеем Лавровым эти и другие вопросы.

- Каких результатов Вы ожидаете от своего визита в Москву и каковы основные темы предстоящих переговоров с Вашим российским коллегой Сергеем Лавровым?

- Эта встреча - часть постоянного российско-норвежского диалога по двусторонним и международным вопросам. Регулярные встречи с широкой повесткой дня отражают хороший уровень и степень активности норвежско-российского сотрудничества.

Мы продолжим обсуждать дальнейшее российско-норвежское взаимодействие на Севере, включая сотрудничество в таких сферах, как энергетика, защита окружающей среды, рыболовство, безопасность на море, развитие бизнеса на Севере. Обе страны совершенствуют рабочие механизмы для облегчения растущего взаимодействия во всех сферах.  Работа по упрощению визовых процедур является частью этого процесса.

Кроме того, наши контакты дают нам возможность обменяться мнениями по ряду политических вопросов. В ходе моего визита я рассчитываю познакомиться с мнениями относительно происходящих в российской политике процессов, связанных с выборами.

- Планируете ли Вы обсудить продолжающиеся переговоры по разграничению экономических зон в Баренцевом море?

- Да, делимитация континентального шельфа и 200-мильных зон в Баренцевом море - чрезвычайно важный вопрос в наших двусторонних отношениях и он находится на повестке дня наших двусторонних переговоров.

- Как Вы оцениваете прогресс, достигнутый на переговорах по Баренцеву морю, которые длятся уже более 30 лет и каковы перспективы окончательного разрешения этой проблемы?

- Был достигнут большой прогресс, но все еще предстоит решить ряд сложных вопросов. Подписание 11 июля текущего года норвежско-российского соглашения по разграничению морских пространств в районе Варангер-фьорда было важным позитивным шагом в правильном направлении. Это говорит о том, что мы можем найти хорошие решения, которые будут выгодны обеим странам. Я надеюсь, что импульс, полученный от соглашения по Варангер-фьорду, будет способствовать прогрессу на переговорах по разграничению и приблизит нас к договоренности по этому вопросу. Такая договоренность создаст прочную основу для сотрудничества в спорной на данный момент зоне. Это продвинет вперед и укрепит наше сотрудничество в тех сферах,  где у России и Норвегии есть общие интересы.

- В сентябре правительство Мурманской области выдвинуло идею создания транснациональной российско-норвежской экономической зоны на Шпицбергене. По мнению руководства региона, это могло бы стать хорошей альтернативой норвежской идее по созданию такой зоны (Поморская зона) на Кольском полуострове. Вы уже слышали об этой идее и как Вы ее оцениваете?

- Отправной точкой нашего предложения по зоне сотрудничества на Севере является то, что это должна быть трансграничная инициатива, облегчающая экономическую деятельность по обе стороны границы. Мы работаем над этой идеей и связанными с ней вопросами с российскими властями.

Предложение, о котором вы упомянули, было передано нам в общих чертах представителем Мурманской области. Мне кажется довольно странным предложение создать российско-норвежскую зону сотрудничества, которая находится исключительно на территории Норвегии, если это именно то, что имелось в виду. На Свальбарде (Шпицбергене) нет российско-норвежской границы.

- Как Норвегия относится к проблеме освоения арктического шельфа? Что Вы думаете о заявках некоторых стран на хребет Ломоносова?

- В Конвенции ООН по морскому праву есть четкие и детальные правила по поводу внешних границ континентального шельфа. Однако Россия и Норвегия - единственные из всех стран, прилегающих к Северному Ледовитому океану, кто предоставил данные в Комиссию по границам континентального шельфа. Россия сделала это еще в 2001 году, а Норвегия передала информацию в прошлом году. Норвежский континентальный шельф не достигает территорий, находящихся в непосредственной близости от Северного Полюса.

На наш взгляд, жизненно важно, чтобы прибрежные государства продолжали следовать правилам Конвенции ООН. Рекомендации по статусу подводного рельефа Северного Ледовитого океана принимает Комиссия. Если претензии кого-то из этих прибрежных государств совпадают, им следует вести переговоры по соглашению о разграничении.

Для решения вопросов, связанных с Северным Ледовитым океаном  существует широкая международно-правовая база и, насколько я понимаю, утверждение,  что освоение арктического шельфа является проблемой, не имеет под собой оснований.

- В июне премьер-министры Норвегии и России подписали соглашение об облегчении визового режима. Как продвигается работа в этом направлении?

- Соглашение об облегчении визового режима было подписано в июне и сейчас находится на рассмотрении в парламентах обеих стран. Мы рассчитываем, что соглашение будет ратифицировано в течение нескольких месяцев. Этот документ упростит визовые процедуры, облегчит получение многократных виз и продлит срок действия многократных виз до 5 лет, уменьшит стоимость визы с 60 до 35 евро, установит временные рамки для рассмотрения заявок на визы (максимум 10 дней для обычной визы и 30 дней - для сложных запросов).

- В сентябре Норвегия и Россия договорились о сотрудничестве в разработке Штокмановского месторождения. Какое участие может предложить Норвегия и какие норвежские технологии могут быть использованы? Как вы оцениваете в целом российско-норвежское энергетическое сотрудничество?

- Участие StatoilHydro в Штокмане базируется на коммерческом контракте. Норвегия приветствует участие StatoilHydro в разработке этого месторождения, и мы рады, что эта компания, благодаря своему опыту в данной сфере и знаниям  окружающей среды Арктики, может предоставить технологии, необходимые для разработки Штокмановского месторождения. Я бы хотел также упомянуть, что многие компании в Норвегии специализирующиеся на поставке товаров и услуг в нефтяной сектор, готовы предоставить свой опыт и знания для реализации этого проекта.

Деятельность, связанная с нефтью, в российской и норвежской частях Баренцева моря достигла нового уровня. Это требует повышенного внимания и активизации взаимодействия. Обе страны заинтересованы в том, чтобы такая деятельность в Баренцевом море была экологически рациональной - принимала во внимание других пользователей моря, климат и окружающую среду, и мы несем общую ответственность за это. Мы думаем, это можно сделать, отчасти и посредством наращивания энергетического диалога между Россией и Норвегией.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала