ПЕКИН-ЛХАСА, 20 ноя - РИА Новости, Ильяс Сарсембаев. Утром в вагоне меня разбудил странный свист над головой. Слез с полки, нашел китаянку-проводницу в свежевыглаженной форме китайских железных дорог. Она рассказала, что этот звук - признак работы системы кислородного вентилирования в трансгималайском поезде Пекин-Лхаса.
Без добавления чистого кислорода обычный пассажир попросту рискует упасть в обморок, поскольку за обшивкой комфортабельного вагона высота более пяти тысяч метров над уровнем моря.
Мы ехали к мистическим тайнам Тибета. Мы ехали, чтобы увидеть воплощение Будды.
Семнадцатилетний Панчен-лама, он же воплощение Великого Будды Прошлого - Кашьямпа, он же истинное лицо Будды Амитабхи на земле, он же просто Живой Бог, он же обычный подросток по имени Гьяйлцэн Норбу живет и учится в Пекине.
Может быть, этот мальчик, как персонаж фильма Бернардо Бертолуччи «Последний Император», выбегает на улицу, чтобы поиграть с другими пекинскими детьми. А может быть, он уже и сам осознал свое божественное предназначение и всеми силами готовится к той исторической роли, которую ему предстоит сыграть. Сейчас юноша проходит курс обучения духовного совершенствования под руководством своих учителей - святых монахов из древних монастырей высокогорного Тибета.
На самом же деле этому подростку суждено быть одним из великих духовных символов в жизни всех тибетцев, проживающих не только в Китае, но и в соседних странах. После совершеннолетия он, по праву перерожденного Будды, займет место духовного учителя и наставника тибетцев всего мира, станет своего рода «хранителем» ламаистской веры, мудрым кардиналом при юном короле.
На протяжении всей истории Тибета Панчен-лама, что в переводе с санскрита значит пандит - ученый, занимал второе место в иерархии ламаистской сангкхи (церкви) после Далай-ламы. Любопытно, что, согласно причудам тибетских верований, именно этот «богорожденный» должен лично утвердить нового Далай-ламу после того, как нынешний носитель этого титула Тэнцзин Гьятсо уйдет из жизни.
С того момента Панчен-лама сам станет духовным учителем и опекуном нового Далай-ламы, и будет сопровождать его по жизни до самого его совершеннолетия - до того момента, когда последний сам формально сможет быть главой Тибета.
Буддизм пришел в Тибет из соседней Индии и именно в Гималаях расцвело удивительное и загадочное учение о переселении душ и многократном перерождении человеческого существа. Согласно этому учению, высокодуховный человек, ведущий праведный образ жизни, может переродиться в человека и снова прожить счастливую жизнь, а вот тот, кто живет неправедно, может переродиться в животное, насекомое, даже камень, который тысячелетиями будут пинать ногами прохожие.
Но если человек становится ламой, то через долгий путь самосовершенствования и постоянные медитации он может прервать порочный круг перерождения. Самые просветленные ламы становятся «живыми Буддами». Панчен-лама, как и Далай-лама, считается перерожденцем самого почитаемого в ламаистском пантеоне Будды - Амитабхи.
Пока семнадцатилетний Гьяйлцэн Норбу учится под присмотром строгих лам в Пекине, его золотой трон сиротливо пустует в монастыре Таши-лунпо в городе Ши Кхэдзе, ожидая возвращения своего хозяина. Молодой Норбу время от времени посещает это место, чтобы одарить благодатью многочисленных почитателей, которые каждый раз с великим трепетом ожидают его приезда на каникулы в родной Тибет.
Путь наш лежал из столицы Тибета города Лхаса в резиденцию Панчен-ламы - монастырь Таши-лунпо в городе Ши Кхэдзе, расположенном на высоте четыре тысячи метров над уровнем моря. Город находится на расстоянии более двухсот километров от Лхасы и путь к нему проходит по высокогорной трассе. Именно тут Панчен-лама будет править после окончания своих «духовных университетов».
Дорога заняла пять часов, а могла бы занять меньше, если бы не трехмесячник по ограничению скорости на дорогах. Тибетцы - «гималайские ковбои», как они сами себя так называют - очень любят лихачить на своих внедорожниках, что в условиях высокогорья и «серпантинных» дорог приводит к частым авариям.
Ездят тибетцы чаще всего на «Тойота Лэнд-Круизер», а уже известные в России китайские внедорожники покупают практически те, у кого нет денег на машину более престижной марки из Японии. Недавно китайское правительство полностью отменило таможенные пошлины на ввоз в Тибет автомашин из соседних стран, чтобы обеспечить этот труднодоступный регион автотранспортом. Так что дорогих «Круизеров» в Тибете больше, чем в Москве.
Китайские дорожные полицейские, как и их коллеги в России, жестко реагируют на малейшие нарушение правил движения на дорогах в Тибете. Например, путь из Лхаса в Таши-лунпо, который проделали мы, был разделен на сектора. Полиция не контролирует, с какой средней скоростью мы едем, но если на новый отрезок пути мы приезжаем раньше, чем указано в нашей личной «дорожной карте», то полиция автоматически штрафует водителя на двести юаней (двадцать евро).
По пути из-за плохой погоды нашему автомобилю приходилось несколько раз останавливаться, и наш водитель - тибетец - предлагал нам попробовать сухое вяленое мясо яка. На вкус оно напоминает говядину, тибетцы обильно сдабривают его перцем и другими специями. В местных супермаркетах можно обнаружить несколько рядов витрин, забитых разноцветными пакетами сублимированного ячьего мяса, которое пользуется громадным спросом среди коренного населения, а также в качестве съедобного сувенира покупается приехавшими за экзотикой туристами из Западной Европы.
Последний полицейский пост перед Шикхэдзе. Машина остановилась на большой высоте, тут дул холодный ветер и падал мелкий снег. Наша группа уже адаптировалась к высокогорью, но все равно тяжело дышать. Помогли маленькие баллончики с кислородом, заранее прихваченные из гостиничного номера.
И вот мы бродим между древних стен монастыря Таши-лунпо, вглядываясь в лица монахов, укутанных в красные дохи и сторонящихся иностранных туристов. Нас сопровождает вежливый гид-лама из местной сангкхи, который рассказывает о значении и смысле громадных и величественных статуй Будд и сложных перипетиях перерождений мальчика-Панчена.
Одна из достопримечательностей, которые он показывает - более, чем 15-метровая статуя Будды Амитабхи, перерождением которого является Панчен. У подножия статуи стоит портрет подростка Гьяйлцэн Норбу - памятник воплощению и изображение живого бога.
От гида мы узнали, что в китайском Тибете живет, по меньшей мере 700 «живых Будд» - достигших святости и просветления монахов.