Петр Гончаров, политический обозреватель.
Последний доклад директора Международного агентства по атомной энергии Мухаммеда эль-Барадеи, посвященный ядерной программе Тегерана, может окончательно расколоть «иранскую шестерку» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия). Такой раскол неизбежно приведет к односторонним санкциям в отношении Ирана.
Выводы, сформулированные в документе, далеко не убедительны и явно не могут снять озабоченности по поводу иранского атома, как того требовала последняя резолюция Совета Безопасности. Уж больно много в самом докладе «белых пятен».
«Белыми пятнами» применительно к иранской ядерной программе принято называть ее сомнительные, вызывающие вопросы места. Таких вопросов, по версии МАГАТЭ, восемь. Все они должны быть «закрыты» весной-летом 2008 года.
В этом раунде переговоров, предшествовавшем публикации доклада, Тегеран и МАГАТЭ должны были закрыть одно из самых «белых» мест программы - приобретение Ираном технологий для центрифуг по обогащению урана. Вопрос на протяжении всей иранской ядерной проблемы остается ключевым, и от его решения зависит многое, если не все. И, тем не менее, несмотря на оптимистичные заявления представителей и МАГАТЭ и Тегерана, желанная стандартная фраза «This issue is therefore considered resolved» («Вопрос, таким образом, следует считать закрытым») в окончательную версию доклада эль-Барадеи не попала. Вопрос де-факто остался открытым.
Остается нерешенной и проблема, связанная с производством «тяжелой воды» - из-за того, что все АЭС, которые собирается построить Иран, будут работать исключительно на легководных ректорах. Как говорится в докладе, эксплуатация завода по производству тяжелой воды «продолжается», а у агентства нет возможности его мониторинга. Завод не внесен в список объектов, посещаемых инспекторами МАГАТЭ потому, что Иран не ратифицирует и не выполняет требований Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и не известно, ратифицирует ли его вообще.
Наконец, Иран отказался выполнить главное требование резолюции - свернуть программу по обогащению урана. Одного только этого достаточно, чтобы Вашингтон, Лондон и Париж вновь заговорили об ужесточении санкций. К ним, безусловно, присоединится Германия.
Великобритания и Франция (при поддержке или с подачи США) однажды уже выступили с инициативой односторонних европейских акций против Ирана, не дожидаясь следующей резолюции Совета Безопасности. Тогда ситуацию спасла Москва. Глава российского МИД Сергей Лавров на встрече с французским коллегой Бернаром Кушнером выразил крайнее удивление нарушением принципа «консенсусного решения» иранской проблемы. Москву традиционно поддержал Пекин.
На этот раз ситуацию спасти практически невозможно. Заключение доклада эль-Барадеи о том, что МАГАТЭ «пока не может подтвердить отсутствие незаявленной (военной) ядерной деятельности у Ирана», окончательно раскололо «шестерку». Если Москва и Пекин такую ситуацию считают «незаконченным позитивным диагнозом» и выступают, фактически, за дальнейшие уговоры Ирана без применения к нему санкций, то «четверка» оценивает ее с точностью до наоборот - как свидетельство стремления Ирана к созданию атомной бомбы и выступают за немедленные санкции в качестве меры предупреждения.
Вряд ли до предстоящего заседания Совета Безопасности по иранской проблеме сторонам удастся найти компромисс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции