Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
В ближайшие три года Россия намеревается вложить 1,3 трлн рублей в реконструкцию своих железных дорог. А до 2030 года - почти 14 триллиона. Эти гигантские суммы прописаны в стратегии развития отечественного железнодорожного транспорта, принятой на состоявшемся в четверг заседании правительства. Её конечная цель - вывести отрасль из затяжного кризиса, модернизировать, а затем интегрировать в евроазиатскую транспортную систему.
Эта долгосрочная стратегия полностью вписывается в череду амбициозных программ, уже принятых, только готовящихся или дорабатываемых, которые призваны, по замыслу их авторов, превратить Россию в великую экономическую державу. Такая задача была, в частности, сформулирована на инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге: к 2020 году страна должна войти в первую пятёрку ведущих мировых экономик. А на родственном форуме, который затем прошёл в Сочи, было объявлено о намерении в предстоящее десятилетие вложить в инфраструктурные проекты свыше $1 трлн.
«После длительного периода недостаточного финансирования Россия серьёзно отстает от любой развитой страны в плане инфраструктуры - будь то дороги, аэропорты, больницы или медицинские услуги. Без эффективно действующей инфраструктуры страна не может быть ни экономической, ни геополитической державой», - цитирует британская Financial Times мнение председателя Barclays Capital Ханса-Йорга Рудлоффа.
В самом деле, о каком экономическом рывке можно говорить, когда за минувшие полтора десятилетия протяжённость железнодорожных сетей не только не выросла, но даже сократилась на 2,5 тыс. километров. Износ подвижного состава, как отмечается в принятом документе, составляет от 72,5% - по электровозам до 86% - по грузовым вагонам. Давно выработали свой ресурс большинство мостов и стрелок, устарели системы электроснабжения, автоматики, связи, диспетчерского контроля. Свыше 10 тыс. километров пути требуют замены рельсов.
В проекте стратегии определено восемь важнейших конечных задач программы, выполнение которой должно обеспечить условия для ускорения социально-экономического роста страны, повышения конкурентоспособности её экономики и инвестиционной привлекательности. О том же говорил на состоявшемся во вторник заседании президиума Госсовета в Красноярске и российский президент: «Для России современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному пути развития».
В соответствии с этой программой к 2030 году плотность железнодорожной сети должна увеличиться почти на четверть, объём грузовых перевозок возрастёт в 1,7 раза, а их скорость - на 26%. Предполагается уже в ближайшие годы полностью заменить подвижной состав и значительно повысить пропускную способность дорог. Помимо объявленного строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург запланировано также протянуть ещё одну - от столицы до Адлера.
Ну, а если говорить о макроэкономических ориентирах программы, то, как считают её авторы, она создаст базу для увеличения ВВП в 4,5, а роста производства - в 3,3 раза, для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
В общем, что и говорить, наобещано много. Теперь дело за малым - найти деньги. Ведь, в отличие, скажем, от Китая, который финансирует инфраструктурные проекты в основном из внутренних источников, России такое не под силу. Так что 10 из 14 трлн рублей должны выложить частные инвесторы. Пойдут ли они, особенно иностранцы, на такой риск - вот в чём вопрос.
Есть проблемы и другого рода: сумеет ли госмонополия РЖД управиться с таким огромным проектом, сможет ли рационально распорядиться средствами, не уйдут ли они в песок, точнее, в чьи-то карманы? Кроме того, не ожидает ли некоторые пункты программы - вроде трассы по вечной мерзлоте через Чукотку до Берингова пролива - судьба злополучного БАМа?
И ещё вопрос: насколько оправданны столь гигантские затраты в пересчёте на выгоды, которые получит каждый россиянин? В том числе и каждый рядовой железнодорожник, который сегодня не очень-то доволен своей жизнью. Ведь не случайно решили забастовать работники локомотивных бригад. За несколько дней до парламентских выборов они планируют остановить в стране всё пассажирское и грузовое движение в знак протеста против «аморальной политики РЖД», которая, по словам организаторов стачки, поправляет финансовое положение компании, содержит футбольные клубы, занимается благотворительностью за счёт своих работников.
Всего в манифесте забастовщиков семь требований. И, надо сказать, не таких уж экстравагантных. К примеру, они хотят, чтобы тарифная ставка первого разряда, по которой рассчитывают все зарплаты, была не меньше московского прожиточного уровня. Или, скажем, настаивают на участии в процессе заключения коллективных договоров и доплатах за выслугу лет. В любом случае с требованиями, которые сейчас выдвигают их бастующие коллеги в Германии и Франции, не сравнить.
Но и эти тоже не понравились руководству РЖД, и оно обратилось в Генпрокуратуру с просьбой профсоюз ликвидировать, а забастовку запретить. Ему, руководству, стачки сейчас совсем некстати. Да и не предусмотрены они в грандиозных планах реформирования железнодорожной отрасли...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции